О проекте
На стартовую


Поиск по сайту
Экспертиза

Интересное кино: сможет ли «Беларусьфильм» замахнуться на «Оскар»


19.12.2008  Галина НЕСТЕРЧИК

Киноотрасль Беларуси собираются перевести на рыночные рельсы. Уже к 2011 году возможно прекращение финансирования «Беларусьфильма» и развитие киностудии как кинофабрики. Эти меры предусматривает концепция развития кинематографии на 2009-2014 годы, которая находится сейчас на рассмотрении в Администрации президента. Станет ли после этого «Беларусьфильм» съемочной площадкой для либеральных реформ и сможет ли замахнуться на «Оскар»?

Концепцию анализируют эксперты «Завтра твоей страны»: заслуженный деятель искусств Беларуси, известный кинорежиссер Валерий РЫБАРЕВ, директор студии анимационных фильмов Национальной киностудии «Беларусьфильм» Петр КРИВОСТАНЕНКО и кинокритик Алла БОБКОВА.

-- В кинематографической среде сейчас идет обсуждение «Концепции развития кинематографии Республики Беларусь на 2009-2014 годы». Вы разделяете ее основополагающие позиции?

Алла Бобкова: Это пока еще проект Концепции, который обсуждается. К тому же, Концепция касается не только кинопроизводства, но и кинопроката на территории Беларуси. Прокат – это сфера дистрибуции, прокатных организаций. Предлагаю вести наш разговор только в русле кинопроизводства, то есть создания фильмов и, прежде всего, игровых. Первое, на что бы я обратила внимание: в Концепции заложены две главные установки: переход в течение нескольких лет на внебюджетное финансирование кинематографа (говорится, что частичное) и развитие частного киносектора, то есть то, что называется кинопредпринимательством и продюсерством.

-- Цитирую проект Концепции: «Белорусский кинематограф является единственным на постсоветском пространстве, который продолжает работать по стандартам советского периода без учета изменений социально-экономической ситуации и уже сегодня отстает от России и Украины на 10--15 лет.

В кинопроизводстве практически не действуют рыночные механизмы, отсутствует творческая и экономическая конкуренция. Кинопроизводители экономически не заинтересованы в создании кассовых фильмов. Удельный вес внебюджетных средств в общем объеме доходов РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм» за 9 месяцев 2008 года составил 11 процентов, ПТРУП «Белорусский видеоцентр» -- 21 процент…»

На ваш взгляд, кто тормозил развитие кинематографа?..

Валерий Рыбарев: Хотел бы напомнить, что многие положения Концепции отражают те устремления, которые высказывались кинематографистами не раз, начиная с 1990-х годов. Еще во времена активности Белорусского союза кинематографистов, по инициативе первого секретаря Вячеслава Никифорова Министерству культуры была предложена Программа преобразования белорусской кинематографии. Основные идеи, которые содержались в ней -- необходимость создания конкурентной творческой среды, независимых студий, поддержки творческих экспериментов, развития в кино различных жанров и стилей.

Сегодня, когда кризис национального кинематографа углубился, когда мы оказались на низших ступенях творчества, когда на киностудии угас сам дух творчества, предложенная концепция, безусловно, актуальна. Но кинематографисты всегда пытались убедить высокие инстанции в том, что для создания художественного кино необходимы не только условия, но и усилия. Эта деятельность предполагает подчинение утилитарного – духовному. Но у нас размыты все критерии. Утвердилась практика запусков откровенно слабых сценариев (раньше их называли «корзинными», т.е. выброшенными в корзину как несоответствующие качеству). Необъяснимы высокие оценки незрелых, практически студенческих картин.

Концепция развития белорусской кинематографии дает возможность поиска иного пути, иных условий для создания фильмов. Есть же удачный пример модели кинопроизводства. Это современный «Мосфильм», где функционируют и развиваются десятки независимых студий, но техническая база, цеха остаются в руках администрации. Между ними нет конфликтов и трений.

-- Но можно ли говорить об эффективности принимаемой Концепции, если в ней не учтены мнения известных белорусских режиссеров? По крайней мере, 10 декабря на встрече министра культуры с кинематографистами некоторые из присутствующих заявили, что слышат о документе впервые…

А. Бобкова: Я знаю, что если в Белорусском союзе кинематографистов и не обсуждался сам проект, то запрашивались предложения для данной Концепции. Другое дело, что у ряда кинематографистов есть опыт свободного плавания в независимом кино конца 1980—начала 1990-х, и в режиссуре, и в продюсерстве. Есть оно, например, у Олега Белоусова в анимации, у Вячеслава Никифорова, Валерия Рыбарева, Татьяны Логиновой в игровом кино. Их мнения, на мой взгляд, выслушать надо было в первую очередь. Но этого не произошло.

В.Рыбарев: Безусловно, концепция должна широко обсуждаться в творческой среде. Но не ее идеи и положения будут определять успех, а люди, которые возьмутся их осуществлять. Будет жестокий отбор, взаимное противостояние, а останутся те, кто преодолеет не только финансовые и организационные сложности, но и сохранит в себе энергию творчества.

Мы не можем упрощать наши проблемы, потому что все заинтересованы в возвращении белорусской кинематографии ее культурного и общественного значения.

Петр Кривостаненко: В Концепции все очень точно определено. Но я боюсь, что во время обсуждения многие острые вопросы будут так завуалированы, что внесут только неопределенность. И на долгие годы развитие нашего кино будет втянуто в решение придуманных проблем. В итоге мы еще больше отстанем от ближайших соседей, если не навсегда.

-- Хотелось бы спросить, какому инвестору надо наше национальное кино?

Петр Кривостаненко: Оно надо только нашей идеологии, нашим социальным программам, нашему патриотическому воспитанию. Задача государства заказывать такие фильмы и оплачивать стопроцентно. Другое дело, коммерческое кино и сериалы. Здесь возможно и частичное финансирование. И самое главное - не напугать творческие коллективы, пытающиеся создавать достойное кино, их надо поддержать хотя бы первое время. Чтобы до 2014 года они смогли накопить средства на собственное содержание. Потом можно включать экономические рычаги для самофинансирования, да и то действовать нужно очень осторожно. Мне кажется важным, чтобы в творческом конкурсе на право получить государственное финансирование кинопроизводства принимали участие творческие коллективы независимо от форм собственности.

-- Значит, спасти белорусский кинематограф все же реально? Какие нужно предпринять шаги?

П.Кривостаненко: Возможно, вначале необходимо принять щадящее налогообложение. Причем не только по отношению к творческому коллективу, но и к спонсору, который, возможно, и хочет вложить собственные деньги в кинопроизводство. К примеру, избавить от уплаты НДС, налога на прибыль, сельскохозяйственного, дорожного и других возможных налогов. Тогда со временем все затраты вернутся с лихвой.

Целиком поддерживаю пункт предлагаемой Концепции по созданию частных кинопроизводящих организаций. Но важно, чтобы это был отечественный учредитель, а не зарубежный. Только тогда прибыль останется в стране. Только тогда будут поддержаны отечественные интересы и социальные программы. Необходимы именно разные кинопроизводители, лично и материально заинтересованные в создании конкурентоспособной продукции и продвижении своего имиджа на рынке киноиндустрии.

Конечно же, необходимо совершенствование «Закона о кинематографии».

И государство должно стимулировать развитие отечественного частного кинопроизводителя (творческую студию). Причем, подчеркиваю, отечественного.

-- Допустим, Концепция будет принята, ее разработчики учтут и ваши пожелания. Значит ли это, что в Беларуси появятся свои кинокомпании, вырастет институт кинопродюсеров, независимый от государства, что в Беларусь вернуться режиссеры, которые давно работают в России: Рубинчик, Кудиненко и другие?

А.Бобкова: Чем больше я вдумываюсь в положения проекта Концепции, где действительно прописаны важные стратегические вещи, причем, сделано это впервые за время существования Беларуси как независимого государства, тем все более и более ощущаю внутренний скептицизм. Нынешняя белорусская модель кинематографа является осколком -- в своих существенных частях – нашей экономической и идеологической модели. Наш кинематограф встроен в мобилизационно-исполнительскую систему, которая мало приспособлена для внедрения провозглашаемых позиций. Изменения возможны в том случае, если изменится общая ситуация в экономической политике страны.

Вот пример, который услышан из уст одного нашего режиссера. Готовился проект фильма на историко-мифологической основе. Суммы, выделенной из бюджета, хватало на полфильма. Режиссер пришел к тогдашнему министру культуры и сказал: есть инвестор, который согласен добавить вторую половину, но у него два условия: не выяснять, откуда средства, и не брать налоги в казну. На что ведомственный муж ответил: пусть инвестор сдаст деньги в бюджет, а мы их оттуда получим.

Этот пример приведен вот ради чего: готовы ли управленческие головы во всех наших сферах к рыночным отношениям? Сомневаюсь. Провозглашенная либерализация в белорусской экономике, судя по анализу независимых экспертов, пока мало продвинулась.

Кроме того, в проекте Концепции говорится о воспитательном, идеологическом значении кино, но я не нашла пунктов, касающихся развития кинематографа как КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА, ибо эффекта воспитания можно добиться только произведениями высокого художественного уровня.

Должны быть выделены приоритеты – они также не указаны (кроме неясного положения о национальном фильме). В России, где уже четвертый-пятый год наблюдается подъем кино, государственными приоритетами являются дебюты, документальное и анимационное кино. Полагаю, это правильно. Есть и другие аспекты – поддержка талантливых проектов при их реализации на киностудии и в кинопрокате, о чем также следует позаботиться. Фильмы известного украинского режиссера Киры Муратовой не имеют зрелищной основы, не принимаются массовым зрителем, однако и в Украине, и в России ей дают средства на реализацию своих замыслов – это престижно, потому что – искусство.

Коммерциализация, освоение кинобизнеса – это хорошо, однако без мер поддержки подлинной кинокультуры останется такая же ситуация, как сейчас: фильмы есть, а кинематографа нет. И авторитета нет (это касается игрового кино).

Так что сейчас можно говорить лишь о провозглашении намерений реформировать киновидеоотрасль с санкции главы государства. Вектор правильный, а вот каковы будут средства и методы – посмотрим.

Справка «Завтра твоей страны»

Концепция развития кинематографии Республики Беларусь на 2009-2014 годы была озвучена министром культуры Владимиром Матвейчуком на собрании кинематографистов страны 10 декабря. В разработке документа, как сообщила на пресс-конференции начальник управления киновидеоискусства департамента по кинематографии Министерства культуры Людмила Дубровская, принимали участие Министерство культуры, департамент по кинематографии, Белорусский союз кинематографистов, Национальная киностудия "Беларусьфильм", Белвидеоцентр. Сейчас Концепция находится на рассмотрении в Администрации президента.

Суть Концепции предусматривает перевод всей киноотрасли страны в рыночные условия существования. Предполагается уже в 2011 году «прекратить государственное финансирование РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм» и перевести ее деятельность на полную самоокупаемость, развивать киностудию преимущественно как кинофабрику, расширять объемы оказания ею услуг белорусским и зарубежным кинопроизводителям», «принять протекционистские меры по развитию частных кинопроизводящих организаций для создания в белорусском кинематографе конкурентной среды».

Расписаны в концепции и другие меры по спасению: например, запуск сценариев предлагается осуществлять только на условиях конкуренции, на конкурсной основе будут определяться и фильмы, которые будут сниматься за государственный счет.

В 2007 году на «Беларусьфильме» было выпущено 8 картин, в текущем году - 10. Среди них -- «В июне 41-го. ..» (4-х серийный сериал), «Пока мы живы», «Стая», «Тень самурая» (4 серии), «На спине у чёрного кота», «Новогодние приключения в июле». Сейчас в работе на киностудии фильмы «Кадет», «Инсайт», «Днепровский рубеж», «Волки», «Денежное дерево», «Снайпер» (4 серии) и «Покушение» (4 серии). Сценарный портфель «Беларусьфильма» включает 20 сценариев. К запуску готовятся три картины, в том числе и фильм о Евфросинии Полоцкой.

 


Ваш комментарий:








Спецпроекты "Завтра твоей страны"