Чего не хватает школьной программе для успешной сдачи ЦТ?

Опубликованы программы для поступающих в вузы. Минобразования уверяет: почти никаких изменений в сравнении с прошлым годом в них нет, а задания ЦТ полностью соответствуют школьной программе. Почему тогда у абитуриентов «каша в голове», а в учебниках не найти ответа, выясняет «Завтра твоей страны»?

Сколько лет сдают абитуриенты ЦТ, столько продолжается дискуссия о том, соответствуют ли задания тестирования программе средней школы. Формально – да. Однако учителя и репетиторы рассекречивают скрытые противоречия.

Учитель русского языка: Можно ли изучить роль инфинитива за одно упражнение?

В учебниках прописаны все нормы, которые необходимо усвоить, чтобы сдать ЦТ. Однако порой складывается впечатление, что абитуриенты некоторые темы просто не проходили.

-- Случается, на прохождение темы отводится всего один час. И тогда вся надежда на дополнительные занятия, факультативы, репетитора и курсы по подготовке для поступления в вузы, -- поясняет причины такого неведения учительница русского языка Екатерина К.

Ответы на некоторые вопросы ЦТ в школьных учебниках можно найти лишь в рубриках «Интересно знать» или в той его части, которая содержит дополнительный материал. Дети, как правило, даже не читают его, потому что в их понимании это находится за пределами программы.

Иногда конкретный нюанс прописан несколькими строками, и хорошо, если на отработку его дается упражнение или приводится пару примеров.

-- Например, многие дети не понимают, что инфинитив может быть разным членом предложения. Вероятно, это непонимание вызвано тем, что в учебнике есть всего одно упражнение на эту тему «Вездесущий инфинитив» с несколькими примерами -- и все, -- приводит пример Екатерина.

И все же нельзя сказать, что в школе проходят программу русского языка не в том объеме, который требуется для сдачи ЦТ. Программа 10 и 11классов в целом построена на повторении пройденного материала. Например, проходят пунктуацию – повторяют орфографию. Правила отрабатывается через словарный диктант – минут десять за урок. Многое зависит от заинтересованности учителя. Впрочем, Екатерина К. убеждена, что большинство учителей эти требования выполняют.

Возможно, причина в том, что современные дети самостоятельно особо в материал не углубляются, а на уроках изучить и повторить все тонкости не хватает времени.

-- Мой опыт работы говорит, что даже мотивированным учащимся трудно сдать ЦТ на высокие баллы, занимаясь лишь в школе и самостоятельно. Слишком много мелочей и моментов, требующих отдельной проработки, -- считает Екатерина.

Репетитор по истории: Для ЦТ берутся разные учебники

В прошлом учитель истории, теперь репетитор Ирина Шабуня считает, что школьная программа не дает качественной подготовки по всем предметам. Достаточно взглянуть на статистику.

Средние баллы на ЦТ по многим предметам, чуть выше 20-30. Например, средний балл, который набрали абитуриенты по русскому языку, составлял в 2005 году – 43,07, в 2010-м – 31,27, а в 2011-м – 30,48, по математике в 2005 году – средний балл был 28,18, в 2010-м – 21,76, а в 2011-м – 21,56. Это очень низкий результат, отмечают педагоги.

Чтобы сдать тест по истории Беларуси, копать приходится глубоко, подчеркивает Ирина Шабуня. Хотя в последние годы, по оценке репетитора, в тестах все же уменьшилось количество вопросов, которые касались незначительных аспектов. В то же время стало меньше таких заданий, на которые в состоянии ответить большинство абитуриентов. Вопросов, на которые отвечают 2% и 70% абитуриентов практически нет. Теперь на самые сложные вопросы по истории отвечают около 10%, а на самые легкие --около 60% поступающих в вузы. Есть вопросы на факты, знание исторических персон, цитат и даже географии. Много вопросов на причинно-следственные связи, что вызывает у вчерашних школьников большие сложности.

Если тщательно изучить вопросы ЦТ, становится понятно, что одной школьной программой для сдачи испытания, не обойтись. Не зря Республиканский институт контроля знаний издает массу дополнительного учебного материала для подготовки к ЦТ. И для родителей это, между прочим, накладно: любая книжечка с анализом ошибок на прошлогоднем ЦТ на плохой бумаге стоит около 15 тысяч, а сборник заданий ЦТ за несколько лет около 50 тысяч рублей.

Программы для поступающих в вузы лаконичны. Например, в разделе новейшей истории написано в части, касающейся развития культуры: «Литература», «Творческие достижения деятелей театрального, музыкального и изобразительного искусства». Это все. Никаких подробностей, имен деятелей культуры, которые будут в вопросах ЦТ, в конце концов. Есть, конечно, учебники. Однако те, кто помнит программы вступительных экзаменов в советские времена, наверняка отметят, что там было расписано все до подробностей.

Что касается методики изучения истории, получается, что в выпускном классе полгода школьники изучают Всемирную историю, а вторую половину – историю Беларуси.

-- Проблема в том, что материал по второму кругу нигде не всплывает, повторение минимально. Не указывается, что каждое событие имеет последствия, -- подмечает огрехи школьного курса репетитор Шабуня. -- Вступительные программы построены на материале средней школы. Однако для ЦТ берутся разные учебники. Например, используется материал актуального на сегодняшний день учебника за 6-й класс. А тот, кто заканчивал вуз пять лет назад, мог учиться совсем по другому учебнику.

Кроме того, в школах используются разные учебники истории. Для подготовки заданий ЦТ может быть выбран любой из них, если по нему учится хотя бы несколько школ в стране.

-- Несколько лет назад я искала цитату из ЦТ по трем учебникам. Она нашлась в четвертом, который вообще не использовался в средней школе на тот момент, -- приводит пример Ирина Шабуня.

Эксперт также отмечает, что школьники не воспринимают информацию о Первой русской революции 1905 года и Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года, поскольку их изучение происходит, чуть ли не в одном параграфе.

В программе для поступающих, к слову, также указано «Период революций 1905-1907 и февральской 1917 года». Хотя между этими революциями проходит не просто десятилетие, но еще и первая мировая война.

-- В результате у детей в голове историческая «каша», -- подытоживает репетитор.

С одной стороны родителей призывают не тратить деньги на репетиторов, потому что школьной подготовки вполне хватает, с другой – школьнику нелегко усвоить программу.

-- И проблема не в тестах, а в том, как обучают в школе. Во многом это связано с экономией, которая губительна для сферы образования, -- отмечает Ирина Шабуня.

Репетитор по физике и математике: В Беларуси для школьников есть три математики

Репетитор по математике Евгений Ливянт говорит, что есть три математики – для школы, для сдачи ЦТ и для подготовки к изучению высшей математики в вузах. В последних классах школы изучают несколько тем (производные, вектора), которые не представлены в ЦТ. Получается, надо готовиться отдельно к школьному экзамену и ЦТ. При этом огромное количество отчисленных с первого курса – это как раз те, кто «завалил» высшую математику, потому что для ее успешного изучения нужно знание производных, интегралов и векторов.

-- Это темы сложные, но их изучали в средней школе последние пятьдесят лет. Это тема, в которой важно набить руку. Каждый пример решается быстро, однако это реально сделать в школе, но не в вузе. Поэтому за последнее время резко вырос спрос на репетиторов по высшей математике, -- отмечает Евгений Ливянт.

Существует, по его словам, несоответствие между программой по математике в Беларуси и России.

-- Если белорусский студент выберет российский вуз, знаний по математике будет недостаточно. Для этого потребуется специальная подготовка по темам, которые встречаются в ЕГЭ: производные, интегралы, вектора, задачи с параметрами, иррациональные и тригонометрические неравенства.

А вот в программе по физике отсутствует статика, наука о равновесии.

-- Есть разделы физики, которые можно было бы, на мой взгляд, убрать из школьной программы, но статику уж точно следовало бы оставить. Во-первых, ее законы полезно знать всем, во-вторых, студенты, которые получают инженерное образование, испытывают большие затруднения при изучении многих дисциплин без знания этого раздела, -- отмечает репетитор.

В целом, подчеркивает Ливянт, расхождения между школьной программой, требованиями ЦТ и необходимой подготовкой для учебы в вузе в программе по математике и физике «уменьшились по сравнению с предыдущими годами за счет исключения из школьной программы нескольких тем».

Читайте также:

Почему белорусские школьники стали хуже считать и меньше читать

Учебников в Беларуси хватает, но ученики их не понимают

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5