Какие барьеры необходимо убрать на пути инвалидов к знаниям

Белорусские инвалиды, как взрослые, так и дети, ограничены в возможности получить образование. Здания школ, колледжей и вузов не оборудованы для передвижения инвалидов, отсутствуют специальные программы и средства обучения. Способы решения проблемы предлагают эксперты «Завтра твоей страны».

Спецкурс по толерантности

На сегодняшний день высшее образование имеют только 6% взрослых инвалидов-колясочников, 10,7% инвалидов с нарушением зрения и 6,3% инвалидов с нарушением слуха. Координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский отмечает, что ограниченность образования для некоторых групп детей-инвалидов обусловлена физической недоступностью учебных учреждений. Общие школы также не имеют в своих библиотеках учебников, изготовленных для людей с различными видами инвалидности.

По данным Министерства образования, только единичные учреждения образования оснащены специализированным программно-аппаратным оборудованием. В 60% учреждений состояние стандартного программного обеспечения не позволяет использовать современные информационно-компьютерные технологии, только 47% учреждений специального образования подключены к сети Интернет.

Впрочем, даже в школах, где создана безбарьерная среда, дети-инвалиды не всегда чувствуют себя комфортно. Вот что рассказала корреспонденту «Завтра твоей страны» Татьяна, мама мальчика-инвалида, который ходит в первый класс обычной школы.

— У моего ребенка аутизм, он передвигается в коляске. Решение отдать в обычную школу принималось тяжело. Нелегко было в первое время посещать эту школу. Поначалу родители других детей устроили мне прессинг. Люди, к моему удивлению, изначально вели себя так, как будто никогда не видели человека в коляске с проблемами со здоровьем. Если бы не учительница, которая методично работала с каждым родителем, я бы не выдержала. Теперь другие дети и их родители уже не замечают коляску.

По словам Татьяны, именно в школе ее ребенок ожил:

-- Могу утверждать, что оставь мы его на домашнем обучении, мальчик бы совсем замкнулся. А теперь я надеюсь, что ему когда-нибудь снимут диагноз.

Интегрированное обучение находит поддержку в министерстве образования.

—Мы исходим из того, что обучение на дому — исключительный случай. Каким бы замечательным ни был учитель, при домашнем обучении у детей с инвалидностью происходит ограничение социальных связей. Поэтому мы рекомендуем такой вид обучения только на период кризиса. В стране ежегодно увеличивается количество интегрированных классов, -- подчеркивает ведущий инспектор управления специального образования министерства образования Виктория Тройнич .

Однако, по словам Виктории Тройнич, большинство педагогов не готовы безоговорочно принять человека с ограничениями в обычной школе, несмотря на развитие инклюзивных тенденций. Для того чтобы изменить ситуацию, будут изменены стандарты получения всех педагогических специальностей. Все педагоги в ближайшее время начнут проходить спецкурс по технологиям инклюзивного обучения и воспитания, а также по особенностям людей с ограничениями, чтобы сформировать толерантное отношение к таким людям.

Через тернии — к высшему образованию

Еще сложнее получить инвалиду высшее образование. Нормативно установленный режим льготного поступления в высшие и средние специальные учебные заведения выражается в «преимущественном зачислении при равенстве баллов». Однако в этом году льготы планируется отменить.

Иногда чиновники создают инвалидам-абитуриентам дополнительные преграды. В Офисе по правам с инвалидностью есть такие факты. Например, инвалид по зрению столкнулась с проблемой при поступлении на юридический факультет Белорусского государственного университета. Администрация вуза отказывалась принимать документы, мотивируя это тем, что в университете не созданы специальные условия для обучения слепых (нет специальной литературы и т.д.). Правда, благодаря отличным результатам на вступительных экзаменах и помощи Офиса по правам людей с инвалидностью девушка все же была зачислена на юрфак БГУ. Но в процессе учебы ее и других студентов-инвалидов ждет немало трудностей. Как отмечает Сергей Дроздовский, здания вузов не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов, отсутствуют специальные программы и средства обучения. Все эти искусственно созданные барьеры привели к тому, что в Беларуси высшее образование имеют только 6% взрослых инвалидов, передвигающихся в кресле-коляске, только 10,7% инвалидов с нарушением зрения и 6,3% инвалидов с нарушением слуха. Дистанционное обучение в нашей стране доступно для людей с инвалидностью лишь на условиях оплаты (в отличие от других форм обучения). А инвалиды с психическими заболеваниями, заболеваниями нервной системы и аномалиями развития вообще зачастую не имеет возможности получить хоть какое-то образование.

Справка «Завтра твоей страны»

На уровне среднего специального образования в 2009/2010 учебном году обучались 1045 инвалидов (в 2008/2009 учебном году – 1094, в 2007/2008 учебном году – 1267), что составляет менее 1% от общего количества учащихся.

В системе высшего образования обучается менее 1% студентов, имеющих инвалидность (в 2008/2009 году – 1721, в 2009/2010 учебном году – 1794).

По состоянию на 1 января 2011 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоит 504,4 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы — 73 тыс. человек; II группы — 269,7 тыс.; III группы — 136,1 тыс.; детей-инвалидов до 18 лет — 25,6 тыс. За 2010 год количество инвалидов сократилась на 2352, или 0,5%. Удельный вес инвалидов в общей численности населения Беларуси составляет 5,3%.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 2