Когда образование обгонит рынок труда?

Современная белорусская система образования очень напоминает советскую -- большинство записывается на дополнительные курсы только в том случае, если это поможет потом трудоустроиться. Чем грозит такая мотивация?

По словам председателя совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Дмитрия Карпиевича, в современных условиях предложение в сфере образования рождает спрос, а не наоборот.

– Например, мы проводим исследование в каком-то небольшом городе и видим, что у людей нет потребностей в дополнительном обучении. Но это не значит, что услуга не нужна. Желающие учиться появляются тогда, когда в городе появляется сама возможность дополнительного обучения.

Эксперт: неформальное образование не должно восполнять пробелы

– Когда мы говорим, что предложение рождает спрос, то мы должны задуматься, всякое ли образование способствует развитию? – задается вопросом Владимир Мацкевич, руководитель Агентства гуманитарных технологий.

В 1990-е годы массовым и бурным было развитие бухгалтерского образования, потому что стране нужно было большое количество бухгалтеров. Тогда большими усилиями эта нехватка была восполнена. Образование стало просто заполнять «дыры» под влиянием внешних условий.

-- Но ведь внешние условия меняются постоянно и мы так постоянно будем находится в роли догоняющих, -- прогнозирует Владимир Мацкевич. -- Развитие же предполагает, что мы инициируем образовательное предложение самостоятельно. Это массовое образование должно «ликвидировать дыры», а развивающее – создавать учреждения мирового уровня.

Возможно ли образование без университета?

Во время круглом столе «Неформальное образование и региональное развитие» эксперты попытались найти причины недостатков белорусского образования.

Дмитрий Карпиевич отмечает, что в белорусском НФО нет системы:

– В основном наше неформальное образование базируется на пилотных проектах. Бесспорно, многие из них интересные и качественные, но проблема в том, что в Беларуси не создается никаких институции, где неформальное образование могло бы стать непрерывным. В Германии, к примеру, есть народные университеты, где любой желающий может воспользоваться услугами дополнительно образования.

– Региональное развитие невозможно, если нет собственных университетов. Это относится как к формальному так и к неформальному образованию, – соглашается Владимир Мацкевич.

При этом, по мнению эксперта, не принципиально, о какой территории мы говорим, о столице или о регионах:

– Если говорить о мировом уровне и об уровне нашего образования, то многое сегодня мы делаем на региональном, провинциальном, местечковом уровне, – уверяет Владимир Мацкевич.

Не надейтесь на зарубежные программы

– В нашей стране услуги по неформальному образованию тоже сосредоточены в столице, – рассказывает Даля Цимбалюк, генеральный секретарь Ассоциации образования взрослых Литвы.

Для литовцев это тоже большая проблема, уверяет специалист. Для того, чтобы дополнительное обучение приживалось в регионах возникло специальное движение «Обучение ближе к дому». В рамках этого движения литовские специалисты организовывают различные проекты вдали от Вильнюса. При этом упор делается на курсы со свободным графиком, так как неформальное образование, как правило, непостоянное и человек не может выделить на него слишком много времени. А для «учеников», у которых есть дети, по возможности организовываются детские комнаты, где ребята занимаются, пока взрослые обучаются новым знаниям и умениям.

Вхождение в Европейский Союз, по словам госпожи Цимбалюк, не внесло принципиальных изменений в сферу образования Литвы:

– Конечно, европейские страны нас поддерживали финансово, но при этом они не навязывали нам свои программы. Для нас было важным создавать свое, но пользуясь зарубежными практиками. Сегодня наш лозунг «От риторики к действию» – он важен для Литвы и я желаю, чтобы у вас тоже было побольше практики, – резюмирует эксперт.

  • Оцени идею:   
  • Проголосовало "ЗА": 10
  • "ПРОТИВ" : 0