Иногда этические стандарты, добровольно взятые СМИ, более жесткие, чем законодательство

Шведский пресс-омбудсмен Ула Сигвардссон -- об основных столпах общества, становлении системы саморегулирования прессы и принципах профессиональной журналисткой этики в своей стране.

Визит господина Ула Сигвардссона, который стартовал в Минске, проходит в рамках совместной программы шведского института Fojo , Белорусской ассоциации журналистов и Белорусского союза журналистов, направленной на изучение вопросов в сфере журналисткой этики.

– Этот визит совпал со сложным временем в белорусской журналистике, – поприветствовала шведского пресс-омбудсмена председатель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина. – Его особенность -- повышенный интерес к информации без цензуры. Для нас очень важно сохранить читательское доверие, уважение к себе. А также избавиться от идеологической зависимости и приблизиться к стандартам журналисткой деятельности, которые существуют в демократическом мире.

Гость рассказал, насколько важную роль играет свобода слова в шведском обществе:

– Основоположники шведского общества строили его на трех столпах: парламент, избранный народом; система правосудия; прозрачность, достигаемая принципами гласности и законом о свободе прессы.

Кстати, омбудсмен в Швеции не следит за выполнением законов. В его компетенции – этические аспекты деятельности журналистов.

– И хотя этические стандарты пресса берет на себя на добровольной основе, иногда они более жесткие, чем любое законодательство, – отмечает Ула Сигвардссон.

Главный принцип, подчеркивает он, – это работа на основе порядочности.

А вообще в этических принципах шведских журналистов можно выделить несколько положений. Это корректность в подаче новостей, неприкосновенность частной жизни граждан, осторожное обращение с именами и снимками граждан, предоставление возможности высказаться каждой из сторон конфликта.

Заявление с жалобой по поводу опубликованного изданием материала должно подаваться омбудсмену в письменной форме в срок, не превышающий три месяца с момента выхода публикации. Граждане, намеревающиеся подать жалобу, могут получить помощь в секретариате бюро омбудсмена по делам прессы. То есть услуги адвоката не обязательны. Плата за обращение не взимается.

С заявлениями на публикации в Бюро могут обращаться частные лица, предприятия, организации. Однако результатом обращения предприятий и организаций может стать лишь исправление или опровержение статьи.

Далее омбудсмен рассматривает: является ли публикация нарушением общепринятой практики журналистов; может ли заявитель рассчитывать на исправление или опровержение в газете; устраивает ли его такое разрешение конфликта.

Если в результате расследования омбудсмен приходит к выводу, что оснований для вынесения порицания газете не имеется, дело закрывается. Если же решает, что газета действительно нарушила этические правила, дело передается в Совет по делам прессы.

И когда Совет приходит к выводу, что претензии заявителя действительно по существу, – изданию выносится порицание, в котором, как правило, имя заявителя не указано. Это порицание должно быть опубликовано в газете на видном. СМИ также должно уплатить административный штраф.

Деньги, поступающие в результате взыскания штрафов, используются для финансирования деятельности пресс-омбудсмена и Совета по делам прессы.

Статистика такова, что в бюро омбудсмена в год приходит примерно 350 жалоб. А до Совета по делам прессы доходит около пятидесяти.

Отметим, что с 1 апреля – даты вступления Ула Сигвардссона на пост омбудсмена, из возглавляемого им Бюро до высшей инстанции дошло примерно 10-15 жалоб.

Визит шведского пресс-омбудсмена продолжится в Беларуси в течение недели еще в трех городах – Молодечно, Гродно, Брест. Основная задача, которую ставит перед собой господин Сигвардссон, – познакомить белорусских журналистов с особенностями своей работы и всей системой самоконтроля СМИ, принятой в Швеции.

  • Оцени статью: