Почему реформы образования привели к его деградации?

Пока президент Беларуси не пообещал «встряхнуть педагогов», казалось, что система образования не устраивает всех, кроме чиновников. Теперь выходит, что довольных нет даже на самом верху власти. Как это согласуется с заявлением главы государства о том, что реформ в образовании больше не будет, пока непонятно.

Кто виноват в деградации системы образования?

Задуманная в 1990-е годы реформа школы закончена не была. В 2008 году произошел экстренный переход с двенадцатилетнего на одиннадцатилетнее среднее образование с отменой профильного обучения в школах и исключением из программы таких предметов, как «Основы безопасности жизнедеятельности» и «История мировой художественной культуры».

Антиреформа, как отметил на заседании Либерального клуба, посвященном вопросам образования, социолог Александр Вороненко, проводилась без учета мнения педагогической общественности. В качестве доказательства он привел данные социсследования 2007 года, в ходе которого 95,4% опрошенных педагогов высказывались за сохранение профильного образования.

-- Их мнение проигнорировали, -- говорит Александр Вороненко. -- Позже треть опрошенных учителей отметили, что не поняли, для чего затевалась реформа образования, каковы ее ожидаемые результаты.

Теперь власти заводят речь о сокращении сроков обучения в вузах. Александр Лукашенко неоднократно выступал за сокращение на четверть сроков получения высшего образования. Достичь этого предлагается за счет сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение. Зачем это нужно делать?

Бывший проректор Европейского гуманитарного университета, профессор Владимир Дунаев считает, что большинство шагов властей в сфере образования продиктованы экономией средств. В 2008-м году Александр Лукашенко действительно заявлял, что если бы в Беларуси и в дальнейшем практиковалась 12-летняя форма обучения в школах, это каждый год требовало бы дополнительного финансирования на сумму около 150 млрд. рублей.

Теперь Беларусь – одна из немногих стран в Европе, где дети учатся в школе одиннадцать, а не двенадцать лет. Такая практика сохраняется лишь в Украине и в России. При этом в Украине для всех является обязательным дошкольное обучение в течение года перед поступлением в первый класс. В России же ведутся разговоры о переходе к 12-летке. Примерно в 176 странах мира в школе учатся 12 лет. И более чем в 50-ти – тринадцать лет.

Профессор Дунаев напоминает, что заложенный в Законе «Об образовании» норматив не выполняется уже в течение многих лет и составляет по планам на 2011 год 5,5% от ВВП. Эксперт подчеркивает, что в связи с экономическим кризисом средства, которые пойдут на образование в долларовом эквиваленте могут оказаться по объему даже меньше, чем в 2009 году, когда на эту сферу было потрачено 4,5% от ВВП.

Учителя как чернорабочие власти

В 2008 году президент обещал, что сэкономленные средства пойдут на учителей .

-- Эти деньги мы лучше отдадим на стипендии и зарплаты учителей. В течение этой пятилетки мы поставим среднюю школу на правильные рельсы, и она будет развиваться дальше, -- сказал тогда глава государства.

Это обещание было дано, чтобы учителя не возмущались из-за того, что потеряли зарплату за сокращенные учебные часы, полагает Владимир Дунаев. Однако повысили зарплату в 2008 году только на 5%, хотя обещали на 20%. Перед президентскими выборами 2010 года добавили еще 15%.

-- У нас учителя вообще являются чернорабочими власти. Они участвуют в проведении выборов, собирают недоимки за услуги ЖКХ. Учителя ни от чего не отказываются, -- констатирует эксперт.

По словам Дунаева, в Беларуси количество учителей, которое приходится на количество учеников, выше, чем в среднем в Европе приблизительно в полтора раза.

-- В результате каждый из педагогов понимает – с ним могут расправиться в два счета в случае неповиновения. И учителя сделают все, чтобы не лишиться работы, -- считает эксперт. -- При этом уровень подготовки учителей в стране падает. Во многом это связано в том, что хорошим ученикам не хочется идти в чернорабочие.

Отсутствие интереса к педагогическим специальностям демонстрирует низкий конкурс и проходные баллы в Белорусском педагогическом университете им. Танка, где на некоторые специальности на бюджет в этом году не было конкурса, а проходной балл для тех, кто после окончания вуза будет преподавать математику, составил 122.

На платном отделении университета на специальность «География. Экскурсионно-краеведческая работа» проходной балл был 105. На заочном платном проходные баллы на специальность «Дошкольное образование. Практическая психология» — 80, «Начальное образование» — 76.

В то же время социолог Александр Вороненко утверждает, что когда в стране практиковалось профильное образование в старших классах, результаты централизованного тестирования были выше. Например, по русскому языку средний балл, который набрали абитуриенты, составлял в 2005 году – 43,07, а в 2010-м – 31,27 и в 2011-м – 30,48. По математике 2005 году – средний балл был 28,18, в 2010-м – 21,76 и в 2011-м – 21,56.

Образованные люди экономически выгодны для государства

Согласно докладу ООН о развитии человека, в 2010 году Беларусь заняла 61-е место по индексу развития человеческого потенциала во многом благодаря образованию. Однако, как отмечает экономист Антон Болточко, в Беларуси наблюдается инфляция не только рубля, но и вузовского диплома. И если во всем мире образование является залогом материального благополучия, то в нашей стране по большому счету у выпускника вуза нет больших материальных преимуществ.

-- В странах Европы разница доходов за рабочую карьеру между человеком с высшим и средним образованием составляет 119 тысяч долларов. Если посчитать 33 тысячи долларов в качестве затрат на обучение, прибыль составляет 87 тысяч долларов. Это означает, что человек с высшим образованием платит больше налогов. Образованные люди более осведомлены в вопросах здоровья, что сокращает расходы государства на здравоохранение, -- отмечает экономист.

Как преодолеть последствия реформ образования?

Эксперт Агентства гуманитарных технологий кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич подчеркивает, что дать полноценную оценку человеческому капиталу, социальным отношениям, которые устанавливаются в той или иной сфере деятельности, исходя из данных статистики, в полной мере не представляется возможным.

-- Порой цифры не отражают глубину процессов, -- считает эксперт «Завтра твоей страны». -- Качество человеческого капитала измеряется не только количественными показателями, но и теми способностями, качеством знания, мышлением, которые могут употребляться и в других сферах деятельности. А качество образования в Беларуси достаточно низкое. Хотя доказать этот факт не представляется возможным, поскольку соответствующие исследования в стране не проводились.

Светлана Мацкевич оценивает существующую в Беларуси систему образования как «хуже быть не может», однако считает, что выход из ситуации есть.

-- Приходится признать, что систему образования создают не педагоги и ученики или студенты, а политические субъекты. Они принимают решения о проведении тех или иных реформ, -- констатирует эксперт. -- Как показывает опыт, экспертам недостаточно продумать, как должна быть устроена система образования. Необходимо убеждать тех, кто находится у власти, чтобы они склонялись к принятию того или иного отношения. Попустительское отношение академического сообщества к вопросам образования, которое не желало вступать в политические отношения, привело к тому, что мы имеем.

Светлана Мацкевич подчеркивает, что вопрос заключается сегодня в том, кто возьмет на себя ответственность за реформирование белорусской системы образования со всеми ее плюсами и минусами в ключе современных европейских тенденций.

-- На вопрос, как можно изменить систему образования, у меня есть ответ. И кое-что в этом направлении общественный сектор уже делает. В качестве примера можно привести второй сезон работы Летучего университета, летние школы, где мы пытаемся создать зачаток нового белорусского мышления. Вопрос же, кто и как будет вступать в политические отношения с властью, чтобы система начала сдвигаться, остается открытым, -- резюмирует эксперт.

Справка «Завтра твоей страны»

Презентация программы Летучего университета на 2011-2012 гг. состоится 13 сентября в Галерее «Ў». На ней можно будет познакомиться с основаниями, принципами, структурой и содержанием курсов на 2011-2012 учебный год, в неофициальной обстановке пообщаться с преподавателями, записаться на один или несколько курсов.

Начало презентации в 18.00.

  • Оцени статью: