С кем выгоднее объединяться МАЗу?

Власти Беларуси пока не определились, кого хотели бы видеть в качестве стратегического партнера Минского автомобильного завода. Претендентов два -- госкорпорация «Ростехнологии» и автомобильный холдинг Олега Дерипаски «Группа ГАЗ». Эксперты не исключают: Минск торгуется, кто предложит больше денег и лучшие условия приватизации. «Завтра твоей страны» анализирует преимущества для МАЗа каждой из сторон.

Не успели белорусские СМИ опубликовать в понедельник сообщение о том, что МАЗ создаст совместную компанию с участием холдинга «Русские машины» («Группа ГАЗ» является его главным активом), как премьер-министр Михаил Мясникович дезавуировал его публичным заявлением, что МАЗу предпочтительнее объединяться с КамАЗом. Владельцем 49,9% акций КамАЗа является госкорпорация «Ростехнологии».

При этом премьер подчеркнул, что Беларусь рассматривает возможности создания холдинга и с «Группой ГАЗ».

-- По крайней мере, их официальная бумага есть, -- отметил глава белорусского правительства.

Премьер-министр также уточнил, что в сентябре будет произведена оценка МАЗа под создание СП с КамАЗом. Оценщиком, как ранее сообщалось, станет известная консалтинговая компания Ernst&Young.

Неясно, будет ли проведена аналогичная оценка под возможное СП и с «Группой ГАЗ». Многие эксперты высказывают мнение, что условие Олега Дерипаски (создать холдинг, продав только 25% акций МАЗа) выглядит предпочтительнее варианта СП с КамАЗом, когда речь идет о паритетном внесении в уставной фонд СП по 49,9% акций. Так как капитализация российского предприятия больше, то, по настоянию российской стороны, стоимость своей доли белорусы должны повысить включением в холдинг других профильных предприятий, например, Минского моторного завода.

«Завтра твоей страны» на основании данных, опубликованных КамАЗом и «Группой ГАЗ» в отчетах за 2010 год, анализирует преимуществ каждой из сторон для МАЗа.

КамАЗ

Группа ГАЗ

Владельцы

Госкорпорация «Ростехнологии» - 49,9%, Avtoinvest Ltd . – 24, 53% и Decodelement Services Ltd . – 2 , 73% ( оба под управлен ием ИК «Тройка Диалог»), Daimler AG - 11%, KAMAZ Int . Management (американский инвестфонд KKR ) – 4,25%, Европейский банк реконструкции и развития – 4%

«Русские машины» - 61,05% и дочерние структуры Группы ГАЗ -- «ГАЗ-резерв» (7,29%) и «АЗ «Урал» (8,86%) , миноритарии – 22,8%, включая 0,16% Министерства имущества и земельных ресурсов Нижегородской области

Ключевые лица

Генеральный директор Сергей Чемезов, представитель команды Путина, работал вместе с ним в ГДР

Одним из помощников Чемезова является бывший министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов

Владелец холдинга «Базэл» Олег Дерипаска, в рейтинге Forbes занимает 36-е место с капиталом 16,8 млрд долларов, замыкает 6-ку самых богатых российских бизнесменов

Его интересы простираются на алюминий, энергетику, машиностроение (автомобили, автокомпоненты, военное, авиационное и железнодорожное машиностроение), строительство, авиацию, финансовый сектор и др.

В Беларуси контролирует 9-ю по основным показателям страховую компанию «БелИнгострах»

Это третья попытка О. Дерипаски наладить совместный бизнес с МАЗ, первые были предприняты соответственно в 2001г. накануне президентских выборов в Беларуси и в 2007-2008гг.

Лукашенко заявил по итогам личной встречи в 2008г.: «Мы готовы строить отношения на основе рыночных цивилизованных методов… Я готов принимать решения, если мы согласуем подходы, общее видение перспектив».

Финансовые показатели

Выручка в 2010г. -- 77,6 млрд росс. рублей (+20% к 2009 г . ), чистая прибыль -- 2,2 млрд. росс. р ублей, рентабельность по EBITDA 5,7%, капитализация – 45,5 млрд. росс. рублей

Выручка в 2010г. – 96,2 млрд. росс. рублей (+47% к 2009 г.) , чистая прибыль – 2,1 млрд росс. рублей, рентабельность по EBITDA – 9,7%, капитализация—811,2 млн. росс. рублей

Общие производственные и маркетинговые показатели

47% российского рынка грузовой техники

В 2010г. продано 32 300 автомобилей (в 2011г. план - 38 тыс.) и 858 автобусов

50% российского рынка легких коммерческих автомобилей («ГАЗель» и «Соболь»), 70% -- автобусов, 45% -- большегрузной техники, 60% - автогрейдеров, 45% -- колесных экскаваторов, 49% -- силовых агрегатов

В 2010г. продано 82 062 легких коммерческих автомобилей, 11 061 грузовиков, 10 818 автобусов, 5 065 легковых автомобилей

Ключевые для МАЗа показатели:

Грузовые автомобили*

1-е место по продажам в России, продано 27 437 автомобилей (+ 27,4% к 2009г.), данные КамАЗ (учитывались автомобили полной массой от 14 до 40 тонн)

1-ое место, продано 28 555 автомобилей (в 2009г. -- 22 134), данные Группы ГАЗ (учитывались автомобили полной массы свыше 10 тонн)

3-е место по продажам в России, продано 10 463 автомобилей «Урал» (+58% к 2009г.), данные КамАЗ (учитывались автомобили полной массой от 14 до 40 тонн)

2-е место, 10 484 (в 2009г.- 6 627), данные Группы ГАЗ (учитывались автомобили полной массы свыше 10 тонн)

Ключевые для МАЗа показатели:

Автобусы**

6-е место по продажам, 2,8% российского рынка, в 2010г. продано 858 автобусов «Нефаз», данные Группы ГАЗ

1-е место по продажам, 69,7% российского рынка (ГолАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ и др.), в 2010г. продано 6378 автобусов в малом классе, 1735 -- в среднем, 1164 - в большом и особо большом и 281 международных и туристических автобусов, данные Группы ГАЗ

Ключевые для МАЗа показатели:

Силовые агрегаты

2-е место по продажам, 39 970 единиц тяжелых двигателей (в 2009г. -- 28 284), доля на рынке в 2010 г. -- 48,5%

1-е место по продажам, 40 273 двигателей ЯМЗ (в 2009г. -- 5 036), доля на рынке 48,8%

ЯМЗ является одним из ключевых поставщиков двигателей для МАЗ и МЗКТ (в прошлом году начались поставки двигателей ЯМЗ -650 для серии автомобилей МАЗ А9

Кроме того, этот дивизион холдинга обеспечивает потребности Минского моторного завода

Экспорт и торговые интересы в Беларуси

Общий объем экспорта в 2010 году составил 4 040 автомобилей, из них в Беларусь поставлено 116 автомобилей (3% от всего объема)

Крупнейшие покупатели техники КамАЗ: Казахстан - 1521 (имеется сборочное производство), Украина- 453, Азербайджан -452, Афганистан – 407, Куба -159, Индия– 140 (сборочное производство), Кот Д`Ивуар -135, Беларусь -116, Вьетнам - 77 (сборочное производство)

Официальный дилер ОДО «ВТК КамАЗавто»

По итогам 2010 году Группа ГАЗ заняла 2-е место по объемам продаж новых автомобилей на белорусском рынке с долей 11,01% (1420 автомобилей), уступив только ВАЗ

В сегменте коммерческих автомобилей Группа ГАЗ по итогам 2010 года заняла 1-е место с долей 37,88% и продажей 1246 единиц техники

Эксклюзивный дистрибутор в Беларуси – компания «БелГАЗавтосервис»

Кроме того, с 2011 г. в Борисове начало работу сборочное производство автобусов ПАЗ, партнером является белорусская компания «Русавтопром», мощность до к. 2011г. составит 100 автобусов с дальнейшим ее увеличением до 250 единиц техники в год.

В 2010г. также дивизион «Спецтехника» экспортировал в Беларусь около 200 единиц дорожно-строительной техники

Стратегические партнеры и проекты с ними

Daimler (сборка грузовых автомобилей и малотоннажников в рамках двух СП -- «Мерседес-Бенц Тракс Рус» и «Фузо КамАЗ Тракс Рус»), С ummins (производство силовых агрегатов на СП «Камминз –Кама»), совместные проекты по выпуску автокомпонентов с компаниями «Кнорр-Бремзе», ZF , «Федерал Могул», проект с компанией Case New Holland (группа Fiat ) по выпуску сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники)

Сборка Mercedes - Benz Sprinter в Нижнем Новгороде и китайских грузовиков FAW на базе АЗ «Урал»

В 2011г. подписаны соглашения c GM по организации сборки автомобилей С hevrolet Aveo и с VW по линейке VW и Skoda на базе бывшей линии для Volga Siber

Число занятых

62 тыс. человек, средняя заработная плата в 2010г. – 15 957 росс. рублей в месяц

Около 55 тыс. человек, в июне 2011г. средний уровень зарплаты по холдингу составлял 23,7 тыс. росс. рублей в месяц

* По оценкам КамАЗ, в 2010 году МАЗ занял на российском рынке четвертое место после него, иномарок и «Урала», продав 5563 автомобилей (+310,6% к 2009г.), по оценке Группы ГАЗ, МАЗ занял третье место, продав в 2010 году 6 280 автомобилей (в 2009 г.-- 1 570). Отличие позиций МАЗ и других производителей в рейтинге Группы ГАЗ обусловлено тем, что импорт делится на ввоз новой техники и ввоз б/ у автомобилей, в 2010 году импорт новой техники составил 5 500 автомобилей (в 2009г. -- 1 859), б/ у и мпорт -- 3055 (в 2009 г. -- 7 576).

** МАЗ, по данным Группы ГАЗ, в 2010 году был вторым на российском рынке по продажам автобусов , его доля составила 6,2%, в среднем классе белорусский производитель контролировал 5% рынка и в большом и особо большом -- 11%

  • Оцени статью: