Общество-2015: Когда белорусское государство узаконит свои отношения с третьим сектором?

Социальная ориентация перестает быть козырем государственной политики в Беларуси. Монополия чиновников на решение социальных вопросов давно вылетает бюджету в копеечку. А ведь многое из того, чем занимаются сегодня госслужащие, куда как лучше и дешевле могли бы сделать представители третьего сектора.

«Чиновники думали: все зависит от них»

До сих пор в Беларуси государство безраздельно заботилось о тех, кто, с его же точки зрения, нуждался в помощи. Такая социальная ориентация не прибавляла ни выбора потребителям, ни денег на нетложные нужды общества. А главное -- никому не приходило в голову оценивать реальные расходы на оказание социальных услуг. Они финансировались по смете.

-- Тем временем чиновники думали, что все зависит от них, -- ставит диагноз взаимоотношениям государства и общества руководитель сразу нескольких крупных немецко-белорусских социальных инициатив Херберт Вальхютер.

Но сейчас, по мнению немецкого эксперта, в Беларуси начинает формироваться такая ситуация, когда государство и неправительственные некоммерческие организации могут наладить сотрудничество. Правительству нет нужды создавать новые структуры (тем самым экономя бюджетные деньги), а можно положиться на тех, у кого уже есть не только опыт деятельности в той или иной сфере, но и дополнительные ресурсы.

Херберт Вальхютер уже двадцать лет помогает инвалидам в Беларуси. Государственный социальный заказ он считает наиболее экономичным и устойчивым подходом к решению проблем людей с особенностями.

-- В Германии мы говорим о разделении ответственности по принципу субсидиарности, -- поясняет г-н Вальхютер. -- У каждого при такой системе своя роль. Главное – соблюсти баланс и взаимопонимание между неправительственными организациями и государственными представителями.

Зарубежный опыт показывает, что вовлечение негосударственных организаций в активную деятельность в социальной сфере позволяет экономичнее использовать бюджетные средства, которые направляются на социальные цели, а заодно повысить качество социальных услуг в стране.

В белорусском Светлогорске, самом проблемном городе по эпидемической ситуации с ВИЧ-СПИД попытались применить общемировые технологии социального заказа еще в 2007 году. На профилактические мероприятия в районном бюджете здесь регулярно выделялись средства, но это не давало должного эффекта. И тогда исполком решил провести конкурс проектов в сфере профилактики ВИЧ-СПИД, который выиграла молодежная организация «Реальный мир».

Схема взаимодействия, казалась простой: государство платит деньги общественной организации, чтобы та, в свою очередь, оказывала определенную социальную услугу населению. Но деньги, которые готов был выделить исполком, не удалось перечислить на счет общественной организации -- в белорусском законе о бюджете попросту отсутствует пункт «финансирование общественных организаций».

«Никто не сказал, что закона о соцзаказе не будет»

Хорошо бы для ведения диалога властей и третьего сектора прописать такие правила игры, как государственная ответственность и конкретные действия неправительственных организаций, отмечает Херберт Валхютер. Почти во всех странах введение соцзаказа потребовало пересмотра законодательства и принятия новых законов. Поначалу и в Беларуси планировалось разработать единый закон о соцзаказе. Международное просветительское общественное объединение «АКТ», которое продвигает эту идею с 2006 года, даже разработало проект документа.

Однако после консультаций с Министерством труда и социальной защиты законодатели приняли решение пока просто дополнить новой главой о государственном социальном заказе Закон о социальном обслуживании населения.

На самом деле сфера реализации соцзаказа выходит далеко за рамки социального обслуживания. Он эффективен и может применяться в работе с людьми с ограниченными возможностями, социально незащищенными и малообеспеченными слоями населения, помогает решать проблемы охраны окружающей среды и формирования молодежной политики. Но в Национальном центре законодательства и правовых исследований отмечают:

-- Важно ведь не просто принять закон, а обеспечить его внедрение. Охватить сразу все сферы невозможно. Для начала необходимо апробировать новшество хотя бы на одном направлении.

Выходит, «АКТ» поработал вхолостую? Член правления объединения Валерий Жураковский воспринимает такое решение не как поражение, а как первый шаг к реализации идеи.

-- Мы и не рассчитывали, что сразу будет принят закон. Мы знаем, насколько это длительная и сложная процедура, -- отмечает он. -- Разработка проекта закона позволила изложить все наши концепции в концентрированном виде. Если они будут приняты в качестве изменений в действующее законодательство, мы это только приветствуем.

Белорусские эксперты соглашаются с законодателями в том, что принимать общий закон, который бы регулировал отношения государства и неправительственных организаций во всех сферах, не имея никакого опыта, рискованно.

-- Речь ведь идет о деньгах налогоплательщиков, -- подчеркивает координатор тематической группы Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии Раиса Синельникова. -- Никто не сказал, что закона о соцзаказе не будет. Сказали: давайте попробуем, отработаем, увидим, где проявятся погрешности. И базируясь на этом опыте, будем говорить о законе общего действия.

Впрочем, если проанализировать белорусское законодательство и правительственные документы, то внедрять некоторые элементы соцзаказа можно уже сегодня, не дожидаясь серьезных изменений.

-- В программе соцобслуживания на 2011-2015 год определена конкретная услуга сиделок с государственным финансированием с использованием механизмов закупки услуг, -- приводит пример Раиса Синельникова. -- И если в областях пока не рискнули попробовать делать это по-новому, то в Минске не стали отдавать деньги территориальному центру социального обслуживания, а решили: пусть люди сами выберут сиделку, а государство выдаст им на оплату этой услуги субсидию. Это почти государственный заказ.

К делу можно подключить не только неправительственные организации, но и бизнес. По такому принципу уже работает социальное такси в нескольких городах Беларуси. Учитывая, что пользуются автомобилями, приспособленными для перевозки инвалидов-колясочников, граждане с невысоким уровнем достатка, плата за проезд в них на порядок ниже. Разницу в цене обычно доплачивают из местного бюджета. В Бобруйске же, когда распределяли маршруты для пассажирских перевозок по городу, наиболее выгодные варианты предложили тем предпринимателям, которые, кроме обычного, организовали бы за свой счет и социальное такси.

Кадры решают все

Законодательно еще не определено, как будет реализовываться соцзаказ в Беларуси,  а первая группа консультантов по этой тематике уже подготовлена.

-- Это необычная ситуация, -- признает директор Минского международного образовательного центра им. Й.Рау Астрид Зам. – Подготовлены специалисты по применению механизма, который на практике в Беларуси пока не реализуется.

Проект закона планируется подготовить в августе, а срок внесения его в Палату представителей – не раньше декабря. Но это не мешает Астрид Зам считать совместный проект Республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников Минтруда и соцзащиты, Минского и Дортмундского международных образовательных центров и Международного просветительского общественного объединения «АКТ» весьма своевременным.

-- Когда закон о соцзаказе подготовят, на местах уже будут потенциальные заказчики и исполнители, -- обрисовывает перспективы немецкий эксперт. -- Выпускники курса смогут выступать в роли консультантов в своем регионе и будут весьма востребованы.

Астрид Зам полагает, что вовлечение в проект представителей государственных учреждений, церковных организаций и общественных объединений позволяет увидеть разные интересы, учесть аргументации и потенциальных заказчиков услуг, и потенциальных клиентов. А выпускные работы участников курса, ориентированные на существующий спрос в конкретном районе, могут быть использованы местными распорядительными и исполнительными органами при внедрении механизма социального заказа.

Пока никто не может ответить на вопрос, сколько времени потребуется на внедрение механизма соцзаказа в Беларуси.

-- В Германии такой подход стали практиковать сразу же после Второй мировой войны. Прошло 60 лет. Но до сих пор постоянно приходится садиться за стол переговоров по поводу соотношения между государственной ответственностью и содействием неправительственных организаций, искать новые подходы и взвешивать, сколько ответственности может взять на себя отдельное лицо или организация, какая поддержка нужна. Это постоянный и непрерывный процесс, -- считает Херберт Валхютер. 

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 22
  • Балл: 4.6