Как умеют протестовать белорусы

7 июня сотни автомобилистов приняли участие в акции «Стоп-Бензин» в Минске. Они протестовали против очередного повышения цен на топливо. Дальнейшая экономическая деградация делает все более вероятным выход на улицы и других возмущенных белорусов. Самые «громкие» акции протеста и забастовки в новейшей истории Беларуси, вспоминает «Завтра твоей страны».

Пока в стране наблюдаются стихийные вспышки недовольства. На 8 октября назначен Всебелорусский народный марш. Его оргкомитет собирается аккумулировать все протестные настроения по стране. Предполагается, что за время информационной кампании будет подготовлен список социально-экономических требований к властям. В его формировании примут участие сами граждане.

– Всебелорусский народный марш – не самоцель. Наша цель – быть рядом с простыми людьми в тот момент, когда социальная температура в стране повысится, помочь им в рамках существующего законодательства открыто заявить о своих требованиях, – говорит о задачах оргкомитета председатель профсоюза РЭП Геннадий Федынич.

Большинство экспертов, прогнозируют возможные социальные взрывы в Беларуси глубокой осенью, если правительство не предпримет решительных действий по спасению экономической ситуации. Однако профсоюзный лидер не исключает, что прошедшая девальвация и стремительное повышение цен могут стать катализатором, который ускорит процесс народного недовольства. Ведь всего за одни сутки белорусы стали беднее сразу на 56%, а заявленная 10-процентная индексация зарплат никак не покроет эти потери. Такое не проходит бесследно.

– Массовые выступления на промышленных производствах: в машиностроении, станкостроении – могут начаться уже летом. Запас прочности у населения сейчас не столь велик, каким он был перед развалом Советского Союза, – сравнивает нынешнюю ситуацию с событиями двадцатилетней давности Геннадий Федынич.

Именно в 1991 году белорусы впервые стали массово выражать свое недовольство. В ходе анализа отечественного протестного движения корреспондент «Завтра твоей страны» выяснил такую особенность: оно почти всегда носит оборонительный характер. Белорусы борются не столько за повышение своего жизненного уровня, сколько против его снижения.

1.1989 год. Выступления шахтеров в Солигорске

Акцию протеста горняков можно считать точкой отсчета протестного движения в Беларуси.

Зарплата шахтеров в то время была на порядок ниже, чем у работников других предприятий Солигорска. А рабочий день нередко превращался в 11-часовой, поскольку не учитывалось время, затрачиваемое на спуск в шахту и доставку до места работ и обратно. Средний показатель смертности солигорских горняков составлял 49 лет.

Шахтеры выдвинули экономические и политические требования: повышение заработной платы, улучшение условий труда, ликвидация политической монополии КПСС-КПБ.

2.1990, апрель. Забастовка на объединении «Гомсельмаш»

Забастовка на крупнейшем машиностроительном объединении проходила под лозунгами удовлетворения требований о выплате денежных компенсаций в связи с последствиями Чернобыльской катастрофы 1986 года. Выступления рабочих прошли и в других городах.

3.1991, апрель. Общенациональная забастовка

Первый стихийный митинг возник 3 апреля на Минском электротехническом заводе. К митингующим присоединились рабочие Минского завода автоматических линий и Минского завода шестерен. На следующий день прекратил работу Минский автомобильный завод.

Рабочие прошли маршем от своих предприятий к Дому правительства. На митинге протеста присутствовали 50 тысяч человек.

Был создан республиканский стачечный комитет, который объединил 98 предприятий.

Десятки тысяч рабочих и служащих ежедневно выходили на площадь Независимости с протестом против роста цен на продовольственные и промышленные товары и требованием смены правительства.

С 10 апреля забастовка приобрела общенациональный характер. Стачкомы появились в Орше, Молодечно, Борисове, Солигорске, Лиде, Гомеле. Особенного накала рабочий протест достиг в Орше, где демонстранты перекрыли железную дорогу и на продолжительное время блокировали работу крупнейшего железнодорожного узла.

В результате Совет Министров БССР удовлетворил абсолютное большинство экономических требований забастовщиков: повысить зарплату, пенсии и компенсаций пропорционально росту цен. Президиум Верховного Совета отказался рассматривать политические требования рабочих: безотлагательно приступить к исполнению Декларации о государственном суверенитете БССР, разработать и принять новый закон о выборах на многопартийной основе, вывести парткомы с предприятий сократить на одну треть расходы на содержание госаппарата.

4. 1992, апрель. Забастовка горняков «Беларуськалия»

Требования, выдвинутые бастующими, включали повышение оплаты труда, социальные гарантии, обеспечение достойных условий работы. Забастовка длилась 44 дня. Параллельно шахтеры и члены их семей объявили голодовку. Она продолжалась 18 дней. Был также организован пеший поход в Минск.

Забастовка была признана незаконной, но в результате нее независимый профсоюз одержал реальную победу. В Беларуси впервые было подписано тарифное соглашение, в котором отмечалось, что минимальная зарплата должна соответствовать минимальному потребительскому бюджету. Заработная плата на ПО «Беларуськалий» повысилась в 3-4 раза. В 1993 г. был подписан первый коллективный договор с нанимателем. На один час было сокращено рабочее время для шахтеров. Отпуск для тех, кто работает под землей, был увеличен до 66 дней.

5. 1995, лето. Забастовка работников Минского метрополитена

Все началось с забастовки водителей троллейбусов в Гомеле. Ее поддержали работники автопарков и троллейбусных депо Минска.

15 августа забастовали водители троллейбусного депо № 1 Минска и обратились за поддержкой к работникам метрополитена. 17 августа в знак солидарности метрополитеновцы также прекратили работу. Они требовали от администрации метро выполнения договора по найму. Власти Минска и администрация отказались пойти навстречу бастующим.

18 августа после экстренной выплаты зарплаты водителям троллейбусов, те забастовку прекратили. Это позволило властям проводить более жесткую политику в отношении работников метрополитена (троллейбусы начали перевозить пассажиров вдоль линии метро).

Для обеспечения нормальной работы метро мэрии Минска в спешном порядке были вызваны из Москвы несколько десятков машинистов Московского метрополитена для обучения нового персонала.

С 18 по 21 августа приказом по метрополитену были уволены 58 участников забастовки. Под угрозой применения оружия ОМОН выдворил участников забастовки с территории метрополитена.

6. 1996 года, октябрь. Марш протеста Солигорск-Минск

Его основные требования читались на плакатах, которые держали в руках участники шествия: «Пенсионерам достойную и своевременную пенсию!», «Безработным – пособие на жизнь, а не на вымирание!», «Врачам и учителям – достойную зарплату, а не нищенское пособие!»

Участников акции задержала милиция. Они подверглись административному наказанию, выплачивали штрафы.

7. 1999, сентябрь. Акция протеста профсоюзов под лозунгом «За право на труд и достойную зарплату»

В митинге приняли участие около 30 тысяч рабочих в Минске и по всей Беларуси. Под резолюцией подписались более 300 тысяч человек.

8. 2001, сентябрь. Рабочие Минского тракторного завода перекрыли движение транспорта

Более 800 рабочих Минского тракторного завода перекрыли движение транспорта по улице Долгобродская напротив главной проходной завода. Причиной акции послужила двухнедельная задержка выплаты заработной платы. Рабочие стали расходиться только после того, как руководство пообещало в тот же день зарплату выплатить.

9. 2003, май. Митинг «Нет окончательному обнищанию народа!»

Два республиканских профсоюза – радиоэлектронной промышленности (РЭП) и автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ) провели в парке 50-летия Октября митинг под лозунгом «Нет окончательному обнищанию народа!». Его участники требовали от правительства отмены решений, ограничивающих рост заработной платы на промышленных предприятиях.

Решение о проведении митинга было принято с учетом результатов опроса, который проводился в марте-апреле среди более 13 тысяч работников машиностроительной отрасли. Из них 70 процентов заявили о готовности участвовать в акции протеста. Это была последняя массовая акция протеста против ухудшения жизненного уровня, разрешенная властями.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 4