1991-2006. Итоги.
Автомобилестроение и сельхозмашиностроение

За последние годы отрасли, на которую сейчас приходится до 25% ВВП, удалось выбраться из той экономической ямы, куда предприятия автомобилестроения и сельхозмашиностроения угодили в середине 1990-х. Но эти успехи, по мнению экспертов, являются тактическими и не дают ответов на вопросы, как будут развиваться заводы в долгосрочной перспективе, когда цены на энергоресурсы, материалы и комплектующие сравняются с мировыми.

К тому же со вступлением в ВТО России, которая остается основным рынком сбыта для предприятий этой отрасли, им придется на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями.

1991

На базе двух заводов, выпускающих дорожно-строительную и коммунальную технику — «Дормаш» и «Ударник», проводится первая в стране масштабная реструктуризация: создается несколько десятков самостоятельных субъектов хозяйствования. Их цель — выход на самоокупаемость. Управляет холдингом машиностроительный концерн «Амкодор».

«Амкодор» — единственный и самый успешный пример реструктуризации крупных промышленных объектов в Беларуси в начале 1990-х. Выпуск высоколиквидной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках, поставил это предприятие (особенно в период бартерно-зачетных схем) на один уровень с такими лидерами белорусской промышленности, как МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ.

Автором проекта «Амкодор» является его первый президент Василий Шлындиков. В 1996 году он покидает пост руководителя и уходит в оппозицию. Сейчас В. Шлындиков — один из лидеров Объединенной гражданской партии.

1992

Генеральный директор ПО «БелавтоМАЗ» Михаил Лавринович подписывает приказ о создании на базе Минского автомобильного завода автобусного производства. Дан старт новому направлению в автомобилестроении в Беларуси — автобусной подотрасли. В следующем году в ходе переговоров с потенциальными партнерами МАЗ сделает выбор в пользу немецкой компании «Неоплан», которая предложит соответствующие технологии. В 1993 году будет собрано 6 автобусов «Неоплан». В дальнейшем МАЗ разработает и запустит в серийное производство собственные модели техники. В 2000 году для наращивания выпуска автобусов семейства МАЗ в состав ПО «БелавтоМАЗ» был передан Дзержинский экспериментально-механический завод. В 2007 году в Беларуси планируется собрать 2 тыс. автобусов.

Генеральным директором ПО «БелАЗ» становится Петр Мариев, который до того был главным инженером предприятия. Сегодня Петр Мариев — один из последних представителей директорского корпуса СССР среди руководителей крупных промышленных предприятий Беларуси. В 2001 году ему, одному из первых, присвоено звание Героя Беларуси.

1994

Уходит с ПО «БелавтоМАЗ» М. Лавринович — один из самых авторитетных автомобилестроителей Беларуси, который руководил крупным производственным объединением с 1982 года. В 1994-2001 годах М. Лавринович будет возглавлять Белорусскую научно-промышленную ассоциацию. В 1999 году он станет почетным гражданином г. Минска.

Уход М. Лавриновича позволил генеральному директору Минского завода колесных тягачей Владимиру Волкову, который в 1991 выделил оборонное производство ПО «БелавтоМАЗ» в отдельную юридическую структуру, добиться полной самостоятельности. (Из состава республиканского объединения выходят также другие предприятия — БелАЗ и МоАЗ). Впрочем, финансово-экономическое положение МЗКТ, до 95% всего объема продукции которого предназначалось для военно-промышленного комплекса, было сложным (остается таковым и сейчас). Не помогла восстановить позиции предприятия и программа конверсии, принятая в 1992 году. МЗКТ освоил выпуск самосвалов для гражданских нужд и «перебивался» небольшими военными заказами, в частности, поставками танковых транспортеров. В 1995 году МЗКТ создал совместное предприятие в Китае — «Саньцзян-Волат», выпускающее многоосные шасси для гражданских и военных потребностей КНР. За этот вклад в развитие белорусско-китайской дружбы В. Волков был награжден китайским Орденом Дружбы.

Ведутся переговоры о крупных инвестициях южнокорейской корпорации «Дэу» в БелАЗ. Корейцев интересует основное производство большегрузных самосвалов — в начале 1990-х БелАЗ был одним из самых современных автомобилестроительных заводов бывшего СССР. Его последний цех сдали в эксплуатацию в 1992 году. Однако многообещающие переговоры заканчиваются небольшим проектом по созданию на базе жодинского объединения производства малотоннажных грузовиков «Люблин». В 1999 году из-за неконкурентоспособности их по ценовым параметрам производство «Люблинов» в Жодино будет остановлено. Попытку возобновить их сборку позже предпримет бизнесмен Алексей Ваганов в Обчаке, но результат будет такой же.

1995

Генеральным директором ПО «Минский тракторный завод» назначается выходец из Круглянского района Могилевской области Михаил Леонов. К этому времени крупнейший в СНГ тракторостроительный завод находится в глубоком финансовом кризисе: объемы производства, которые составляли в советские времена около 100 тыс. тракторов в год, упали до 20-25 тыс. единиц, дебиторская задолженность предприятия превышает 100 млн долларов.

А. Лукашенко выделяет заводу государственную помощь. Но основная заслуга по восстановлению предприятия, которое уже в 1999 году производит около 60% тракторов в СНГ, принадлежит новому директору. Он реорганизует систему сбыта техники в России и за рубежом. При Леонове МТЗ сворачивает невыгодное сотрудничество с «Автотрактороэкспортом» (преемником советского внешнеторгового объединения «Трактороэкспорт»), активно создает собственную сбытовую сеть, которая сейчас представлена дилерскими структурами в более чем 40 странах мира.

К началу 2000-х годов М. Леонов становится одним из самых влиятельных представителей директорского корпуса Беларуси. Он — активный участник Белорусской научно-промышленной ассоциации. При поддержке Леонова создается республиканский Клуб директоров, который пытается вести диалог с властями от имени директорского корпуса страны. М. Леонов становится президентом Клуба.

Генеральный директором ПО «БелавтоМАЗ» и одновременно директором Минского автомобильного завода назначен Валентин Гуринович. Во главе объединения В. Гуринович пробудет 11 лет, всего на год меньше, чем его знаменитый предшественник М. Лавринович. Именно при В. Гуриновиче «БелавтоМАЗ», несмотря на все проблемы переходного периода, станет ведущим предприятием автомобилестроительной отрасли СНГ. Первый шаг нового директора — упорядочение системы сбыта, которым к этому времени занимались несколько десятков коммерческих структур. Предпочтение было отдано тем, из них, которые работали наиболее эффективно и согласились принять условия, предложенные заводом. В их числе и компания «Дженти», которая станет одним из крупнейших дилеров МАЗа и других автомобиле-и автобусостроительных заводов СНГ. В настоящее время основной бизнес «Дженти» выведен за пределы Беларуси — в Россию.

Создана российско-белорусская МФПГ «Нижегородские автомобили». С белорусской стороны ее участниками становятся борисовские предприятия: БАТЭ и «Автогидроусилитель».

Начало сотрудничества Минского моторного завода и АМО «ЗиЛ». ММЗ поставляет на московский завод двигатели для комплектации «бычков». АМО «ЗиЛ» становится вторым после МТЗ партнером белорусского предприятия.

1996

Конец монополии МТЗ на рынке стран СНГ — поставки своей техники по межправительственным соглашениям организовывают ведущие мировые производители тракторов. В этих условиях директор МТЗ М. Леонов начинает переговоры с крупнейшей из таких компаний — американской корпорацией «Джон Дир» — о создании совместного предприятия на базе Минского тракторного завода.

Переговоры продолжаются несколько лет (до 1998 года). Речь идет о продаже американской компании от 51 до 80% акций предприятия. Однако из-за несовпадения с экономической политикой усиления государственного регулирования этот проект не получает одобрения в «верхах». В середине 1990-х —начале 2000 годов будет еще несколько предложений о совместной деятельности со стороны крупных международных производителей («Фиат», «Кейс» и другие), но все они останутся только на бумаге.

В настоящий момент доля МТЗ на белорусском рынке составляет 85%, в странах СНГ — около 60%, в мире 8-10%.

Отставка министра промышленности Владимира Куренкова. Из всех министров именно он придавал большое значение автомобилестроению, считая эту отрасль приоритетной для отечественной промышленности.

1997

После двух лет переговоров и подготовительных работ в Обчаке под Минском с участием А. Лукашенко торжественного открывается сборочное производство компании «Форд Мотор». Это первый белорусский проект по сборке в стране легковых автомобилей.

«Форд Мотор» получил в созданном специально для этого проекта СП «Форд Юнион» 51% акций, правительство Беларуси — 26%, фирма «Лада ОМС Холдинг» — 23% . На заводе собираются две модели — «Эскорт» и «Транзит». Несмотря на существование длительных разногласий по вопросу о том, на каких условиях должна работать компания в Беларуси, «Форд Юнион» входит в СЭЗ «Минск» и получает налоговые льготы. Однако в 2000 году сборка автомобилей прекратится. Официальной причиной будет названа «оптимизация использования производственных мощностей в Европе», неофициальной — компания просчиталась в ценовой политике, которая привела к тому, что собираемые в Беларуси автомобили оказались неконкурентоспособными на главном рынке сбыта — российском. «Форд Мотор» продаст свою долю в СП английской компании S&W Sandersson.

После 2000 года будет предпринято еще несколько попыток наладить производство легковых автомобилей в Беларуси (например, «Шкоды» в Дзержинске и в Обчаке). Но только в 2006 году в Обчаке начнется сборка легковых иранских автомобилей «Саманд». В последнее время в связи с ростом импорта автомобилей правительство поставило задачу по организации, как минимум, еще одного автосборочного производства в Беларуси. В частности, в настоящий момент рассматриваются предложения одной из китайских автомобильных компаний.

Генеральный директор ПО «БелавтоМАЗ» В. Гуринович, председатель правления немецкой компании МАН Клаус Шуберт и генеральный директор «Лада ОМС Холдинг» Алексей Ваганов подписывают договор о создании совместного предприятия «МАЗ-МАН». МАЗ получил в СП 51% акций, МАН — 39%, «Лада ОМС» — 10%. На производственных мощностях Минского автомобильного завода создается производство по выпуску седельных тягачей под маркой «МАЗ-МАН». Таким образом МАЗ пытается расширить рынки сбыта за пределы СНГ, МАН — усилить свое присутствие на постсоветском пространстве.

«МАЗ-МАН» начал выпускать технику — с использованием частично белорусской комплектации, частично — немецкой. В 2003 году МАН уменьшил свою долю в СП до 10%, сохранив технический контроль над деятельностью «МАЗ-МАН». В состав учредителей вошла австрийская фирма TIV, которая является одним из соучредителей белорусско-ливийского «Трастбанка».

Подписывается межправительственное российско-белорусское соглашение о создании Межгосударственной финансово-промышленной группы «БелРусАвто». Ее задача — реализация союзной программы развития дизельного автомобилестроения в России и Беларуси, которая, в свою очередь, предусматривала создание конкурентоспособной автомобильной техники на основе двигателей стандарта «евро-2».

В число участников МФПГ (которое постоянно увеличивалось и менялось) с белорусской стороны вошли «БелавтоМАЗ», Минский моторный завод, «БАТЭ», Минский авторемонтный завод, «Белпромстройбанк», с российской — «Автодизель», Ярославский завод топливной аппаратуры, Ярославский завод дизельных агрегатов, Тутаевский моторный завод, автомобильный завод «Урал», «Рострабанк», «Кридитимпекс Банк», ФГУП «НАМИ». С 2002 года фактически, а с 2006 года юридически в состав «БелРусАвто» входит главный конкурент МАЗа на постсоветском пространстве — ОАО «КамАЗ».

В 2002 году было принято решение о продолжении до 2008 года. Она частично финансируется из союзного бюджета. Теперь ведутся работы по созданию двигателей, удовлетворяющих европейским требованиям «евро-3» и «евро-4».

1998

БелАЗ для преодоления отставания от мировых лидеров по производству большегрузной техники начинает масштабную программу модернизации. С этой целью под гарантию правительства взят кредит у Чешского экспортного банка. На протяжении нескольких лет этот проект будет считаться одним из крупнейших в стране — сумма кредита составила 119 млн долларов. Посредником в привлечении кредита является чешская фирма «Алта», которая предложила схему погашения — самосвалы БелАЗа реализуются горно-обогатительным комбинатам Украины в счет поставок станков.

На 2 года вводится «золотая акция» на «БАТЭ» — одном из крупнейших в СНГ производителей стартеров. Цель — «свалить» неугодного директора Николая Бусела, который в 1996 году в качестве депутата Верховного Совета XIII созыва одним из первых проголосовал за объявление импичмента А. Лукашенко. Однако акционеры поддержали своего директора. Вторая попытка будет предпринята в начале 2000-х годов, когда Н. Бусел будет вынужден уйти с поста руководителя предприятия.

Одним из акционеров «БАТЭ», также претендовавшим на пост директора завода, является известный в Беларуси футбольный менеджер Анатолий Капский. Именно ему обязан своим взлетом местный футбольный клуб «БАТЭ».

Идут переговоры о создании совместного предприятия на базе Минского подшипникового завода, одного из крупнейших промышленных предприятий страны. Интерес к МПЗ проявляет шведская компания SKF, которая контролирует около 20% этого рынка. Поначалу были достигнуты довольно позитивные результаты, но переговоры не были доведены до конца из-за разнообразных условий, которые власти выставляли заводу и инвестору. В итоге шведы отказались от проекта.

Один из его инициаторов, генеральный директор МПЗ Валерий Пенза, возглавлявший завод около 10 лет, был осужден за преднамеренное банкротство предприятия и превышение служебных полномочий.

1999

Сделан важный шаг в решении проблемы старения зерноуборочного парка страны. Собственными комбайнами решено заменить российские «Доны» и «Нивы». После трех лет разработок и обсуждения целесообразности проекта начинается серийное производство белорусских зерноуборочных комбайнов на «Гомсельмаше». Интерес сельхозпредприятий к приобретению белорусской техники, с качеством которой периодически возникают проблемы, правительство стимулирует из бюджета, наполовину оплачивая их стоимость за счет фонда поддержки сельхозпроизводителей.

В этом же году стартует другой белорусский комбайновый проект. «Лидаагропроммаш» организует сборку комбайнов фирмы «Кейс НьюХолланд» (входит в состав «Фиата»). Белорусский вариант получает название «Лида-1300».

Однако полностью избежать импортных закупок комбайнов не удается — в Беларусь по-прежнему поставляются российские «Доны», с 2000 года облисполкомы выяделяют ощутимые ресурсы на приобретение высокопроизводительной техники — «Клаасов», «Бизонов», «Кейсов».

В частности, интересы «Клаас» представляет на белорусской рынке немецкая сельскохозяйственная фирма «Штотц», которая приобрела на условиях долгосрочной аренды несколько сельхозпредприятий Беларуси. Импортные поставки зерноуборочной техники постоянно критикуются, но в 2007 году министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Русак вновь намерен потратить около 300 млн долларов на обновление зерноуборочного парка хозяйств страны. Ожидается, что к 2010 году он будет полностью обновлен.

2001

В начале года обсуждается бизнес-проект, предусматривающий инвестиции в Минский автомобильный завод со стороны Ливийский компании по иностранным инвестициям (LAFICO). Речь идет о 50 млн долларов, которые эта государственная компания готова вложить в белорусское автомобилестроение.

Предложения ливийцев не заинтересовали белорусскую сторону. Но в этом же году в рамках специально созданной российско-белорусской комиссии обсуждается вариант сотрудничества и привлечения инвестиций в белорусское автомобилестроение со стороны российской группы «СибАл». «СибАл», который принадлежит российскому олигарху Олегу Дерипаске, к этому времени аккумулировал многие российские автомобилестроительные активы. В том числе, контрольный пакет главного поставщика двигателей для Минского автомобильного завода — ОАО «Автодизель». Переговоры об инвестициях в МАЗ ведутся в разгар предвыборной президентской кампании. Но после победы А. Лукашенко они прекращаются.

На ОАО «Амкодор» приходит иностранный инвестор — английская фирма «Хорнингтон Инвестментс», которая скупает ценные бумаги общества на бирже и становится владельцем крупного пакета акций предприятия.

2002

Ночью 8 января в поезде «Минск-Москва» на станции Орша задержан генеральный директор МТЗ М. Леонов. Вскоре ему будет предъявлено обвинение в хищениях путем злоупотребления служебными полномочиями государственных денег в особо крупных размерах, взятках, уклонении от уплаты налогов и т. д. В деле фигурирует знаменитый леоновский автомобиль «Линкольн», приобретенный в обмен на 6 тракторокомплектов в Канаде. Экс-директор МТЗ обвиняется по 15 статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Один из самых громких процессов последних лет завершился в 2003 году вынесением Верховным Судом Республики Беларусь приговора М. Леонову — 10 лет колонии усиленного режима с конфискацией имущества и лишение права в течение 5 лет занимать руководящие должности.

В ходе процесса и после него силовые структуры упорно ищут деньги, которые М. Леонов отправлял на счета в зарубежных банках. По оценкам следствия, бывшим директором было похищено свыше 19 млн долларов, но найти удалось лишь около 1,5 млн долларов.

Вместо Леонова руководителем одного из крупнейших промышленных предприятий страны становится бывший директор борисовского «Автогидроусилителя» Александр Пуховой.

С этого года начинается реализация новой стратегии МТЗ на внешних рынках. Она заключается в создании сети сборочных производств, которые действуют или готовятся к открытию в России, Украине, Казахстане, Азербайджане, Иране, Венесуэле и других странах.

МТЗ получает новую порцию льгот от государства, которые должны поспособствовать тому, чтобы к 2011 году объемы производства и продаж были увеличены до 62 тыс. тракторов в год. В частности, до 2008 для завода установлена отсрочка по погашению задолженности, образовавшейся до 1 июля 2002 года, ему даны гарантии по кредитам на 30 млн долларов и т. д.

По собственному желанию покидает кресло руководителя генеральный директор Минского завода колесных тягачей В. Волков. Его сменяет бывший руководитель автобусного производства МАЗ Геннадий Синеговский. В 2003 году МЗКТ будет снова включен в состав «БелавтоМАЗа», однако пробудет там всего несколько месяцев. Формируя структуру созданного в 2003 году Государственного военно-промышленного комитета, правительство посчитает целесообразным передать МЗКТ в его состав.

2003

Управление делами президента, которое возглавляет Галина Журавкова, предпринимает попытки взять под свой контроль сбыт в Россию тракторов МТЗ, которые пользуются хорошим спросом. С этой целью с 1 мая 2003 года вся реализация тракторов на этот рынок ведется только через Торговый дом «МТЗ», одним из учредителей которого становится коммерческая структура УДП «Белневшторгинвест». После отставки Г. Жураковой в 2004 году заводчане вернут себе контроль над поставками продукции на российский рынок.

Начинается реализация новой государственной идеи — создания крупных корпоративных структур в белорусском машиностроении. Этот процесс продолжается и сейчас.

К «БелавтоМАЗу» присоединен убыточный «Могилевтрансмаш», который не смогла купить российская заинтересованная компания, к «БелАЗу» — Могилевский автомобильный завод. Целую группу периферийных предприятий принял под свое крыло Минский моторный завод — это гродненская «Радиоволна», Житковичский моторостроительный завод, Гомельский завод пусковых двигателей и другие. В станкостроительной отрасли, которая находится сегодня в самом худшем положении, создано объединение «Белстанкоинструмент». Оно объединяет 24 станкостроительных завода страны.

Совместно с ООО «Разрез Задуровский» (Кемеровская область) «БелАЗ» учреждает ООО «Угольный разрез «Белорусский». Предполагается, что добываемый там уголь будет поступать на нужды страны. Этот проект пытается взять под свой контроль Управление делами президента, которое предлагает заводу продать свою долю.

2004

В рамках очередных кадровых изменений генеральным директором «Белтрансгаза» вместо Петра Петуха назначен Дмитрий Казаков. Его назначение интересно тем, что начинал он свою карьеру в качестве директора Минского завода шестерен, который в рамках создания интегрированных корпоративных структур передан в состав Минского тракторного завода. Д. Казаков — один из немногих машиностроителей, который после своего ухода из отрасли добился столь значимых успехов в продвижении по карьерной лестнице.

2005

Одобрен долгосрочный (на 2006-2010 годы) план реконструкции и технологического перевооружения «БелавтоМАЗа». Правительство, отказавшись от идеи привлечения иностранных инвестиций в это производство, делает ставку на внутренние денежные ресурсы. МАЗ получает ряд налоговых и прочих льгот, государственные субсидии и со следующего года приступает в реализации программы модернизации, которая оценивается в 250 млн долларов.

Российское отраслевое объединение производителей сельхозтехники «Союзагромаш» жалуется в Минэконоразвития и Минпромэнерго на белорусские власти за ущемление прав россиян при поставках своей техники на белорусский рынок. «Союзагромаш» требует равных условий, в частности, включить российские заводы в белорусскую программу оснащения техникой села. В противном случае он угрожает инициировать антидемпинговое расследование. Свои требования «Союзагромаш» мотивирует тем, что в России у белорусских предприятий нет никаких ограничений (доля только минских колесных тракторов на местном рынке составляет 70%) и Беларусь на государственном уровне стимулирует своих производителей наращивать экспорт (к 2010 году он должен увеличиться в 2 раза и составить 1,4 млрд долларов).

В 2006 году «Союзагромаш» сделает еще одно заявление в связи с тем, что ситуация не изменилась. Белорусские власти выступят с заявлением, что постараются учесть интересы российских производителей в 2007 году.

2006

60-летний летний юбилей Минского тракторного завода. На торжества по этому случаю прибывает президент А. Лукашенко. В преддверии его визита появляется информация о возможной амнистии бывшему руководителю предприятия М. Леонову, но она оказывается преждевременной.

Генеральный директор «БелавтоМАЗа» Валентин Гуринович назначается заместителем министра промышленности Беларуси. Вместо него уже в 2007 году одно из крупнейших предприятий страны возглавит Николай Костень, ранее работавший на борисовском «Автогидроусилителе».

  • Оцени статью: