Как сделать «талаку» национальным брендом

Белорусский потребитель с готовностью участвует в акциях, которые вовлекают его в благотворительность. Старый обычай «талака» становится «лицом» современного маркетинга. И только государство не спешит применить по назначению хорошую привычку белорусов помогать друг другу.

-- Сегодня в Беларуси закладывается фундамент нового направления — социального маркетинга вовлечения, -- считает директор Центра системных бизнес-технологий SATIO Жанна Гринюк. -- Это особый способ формирования лояльности к бренду через вовлечение потребителя в социально-ответственные программы.

Как пример эксперт приводит первую межсекторную инициативу в области социального маркетинга -- «Дакранiся да вытокаў».

-- На первой же стадии проекта, направленного на консолидацию предприятий всех форм собственности в решении задач по сохранению национального природного, культурного и исторического наследия, была сформирована сеть общественных организаций, бизнес- и государственных структур, -- подчеркивает Жанна Гринюк.

«Талаку», которая выручала белорусов на протяжении многих веков, вполне можно раскручивать как бренд отечественного маркетинга, считает эксперт:

-- Сегодня четко просматривается «лицо» белорусского маркетинга – он не агрессивен и не склонен к манипуляциям. Именно этим он и отличается от западного. Наше последнее исследование и рекламных роликов, и информационных месседжей показывает, что белорусская реклама толерантна и гуманистична. Она ориентирована в основном на человеческие ценности.

Результаты исследований, которые в рамках проекта ПРООН провел в Беларуси SATIO, показывают, что белорусы по-прежнему готовы решать проблемы сообщества всем миром. В благотворительных программах в той или иной степени участвуют около 90 процентов отечественных компаний, а среди потребителей при равной цене и качестве 39,4% опрошенных с большей готовностью приобрели бы продукцию той компании, которая, на их взгляд, социально ответственно относится к выпускаемому продукту и своему персоналу.

-- Самое интересное: люди думают, что у компании, которая проводит социальные программы, реализуют социальные проекты -- то есть много делает для улучшения качества жизни людей, есть льготы. На самом деле, ни налоговых льгот, ни преференций у социально-ответственного бизнеса в Беларуси нет, -- подчеркивает главный советник инициативы ООН «Глобальный договор» Таисия Елецких.

В России, например, все социальные расходы, которые несут компании, включаются в себестоимость и это, соответственно, уменьшает налог на прибыль. В Беларуси, по мнению экспертов «Завтра твоей страны», наоборот, социальные расходы «серьезным образом ограничены» законодательством. Вся благотворительность осуществляется только из чистой прибыли после уплаты всех налогов.

Для большинства компаний это представляет серьезную проблему и приводит к тому, что многие фирмы оказывают помощь «тайком, неофициально», чтобы не привлекать к себе внимание проверяющих органов.

-- Если говорить о чисто меркантильном финансовом интересе, конечно, бизнес заинтересован, чтобы сумма, направленная на благотворительность, льготировалась, -- говорит Жанна Гринюк. -- Если мы идем в направлении либерализации, то должны думать и о том, привнесет ли бизнес только деньги или вдобавок еще и ценности, близкие белорусскому обществу.

Впрочем, сложности не мешают расширению структуры благотворительной помощи в Беларуси. Все чаще пожертвования идут не только отдельным категориям граждан, например, детям с ограниченными возможностями, но и на поддержку экологических инициатив, образовательных и других общественно важных проектов.

-- Однако во многих европейских странах любой человек или предприятие может пожертвовать деньги любой социально-полезной организации и получить льготу. Так дарители рублем голосуют за хорошую организацию, которая оказывает качественные услуги, -- приводит пример координатор тематической группы Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии Раиса Синельникова.

Решать социальные задачи в партнерстве с бизнесом и общественными организациями, по мнению эксперта, куда как легче и эффективнее, чем перекладывать все на плечи социальных институтов, которые финансируются из кармана государства. 

  • Оцени статью: