Отель-2015: Как заманить интуриста

Министерство спорта и туризма хочет к 2015 году минимум в 3,5 раза увеличить экспорт туруслуг. Но одними государственными планами туристов не заманишь – они приедут, если в стране появятся отели с европейским сервисом и доступными по цене номерами. А ситуация в гостиничном бизнесе, особенно на уровне регионов, в Беларуси провальная.

У нас большой ресурс

-- К концу пятилетки мы рассчитываем на экспорт туристических услуг на полмиллиарда долларов ежегодно, -- делится планами замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга.

Это сложно: ведь все больше иностранных туристов отказываются от групповых туров, предпочитая путешествовать самостоятельно. За прошлый год объем экспорта туристических услуг составил в Беларуси немногим более 150 млн. долларов.

-- Из них порядка 57% -- это услуги, которые туристы заказали напрямую, -- подтверждает наметившуюся тенденцию Чеслав Шульга. -- Все идет к тому, что уменьшается количество иностранных граждан, которые обращаются за помощью к туроператорам или турагентам.

Вместо ожидавшихся 200 тысяч организованных туристов в прошлом году в Беларусь приехали чуть более 120 тысяч.

-- Однако по сравнению с 2009 годом наблюдается 20-процентный прирост, -- оптимистично оценивает перспективы замминистра спорта и туризма. -- У нас большой незадействованный пока ресурс – приграничный обмен с Польшей и Литвой.

Соглашения об упрощенном передвижении дают право жителям приграничных территорий на безвизовое пересечение границы и пребывание на приграничной территории другого государства. Такими льготами после вступления соглашения в силу смогут воспользоваться, например, 800 тысяч жителей Литвы.

Отдать гостиницы на самых льготных условиях

Однако потенциальных гостей может отпугнуть неразвитость инфраструктуры в регионах.

Очень важно, чтобы гостиницы в районах «подтянулись» и по ассортименту предоставляемых услуг и по их качеству. Минспорта и туризма ставит задачу, чтобы в каждом районном центре было хотя бы 2-3 альтернативных места для размещения различной ценовой категории. По словам Чеслава Шульги, это могут быть сельская усадьба, молодежное общежитие на базе профтехучилища и гостиница.

Пока принимать гостей готовы в основном сельские усадьбы. Их в стране уже больше тысячи. Недавний указ президента способствует тому, чтобы домики в деревне вырастали в мини-отели – существовавшие ранее льготные условия теперь распространяются на усадьбы с числом комнат до десяти.

А гостиничный фонд в райцентрах в дефиците. Как подсчитали эксперты, в летний сезон потребность в размещении туристов удовлетворяется лишь на 30-35%.

В Минске и областных городах, как отмечают игроки рынка, не хватает трехзвездочных отелей, которые обычно бронируют организованные туристы. Однако накануне чемпионата мира по хоккею в 2014 году в столице почему-то, наоборот, наблюдается строительный бум по возведению четырех- и пятизвездочных известных мировых сетей.

Всего в Беларуси порядка 300 отелей. Из них муниципальными является почти половина - 130 строений, чаще всего в райцентрах. Но на самом деле доля государства более внушительная. Свои ведомственные отели имеет большинство министерств, определенное количество принадлежит и Администрации президента.
Большинство гостиниц в регионах было построено в 1950-1980-х годах и требует модернизации. Министерство спорта и туризма прорабатывает с Госкомимуществом вопрос о ревизии всех отечественных отелей.

В ближайшую пятилетку гостиничному сектору придется искать альтернативу бюджетным средствам.

-- Если государство не в состоянии их модернизировать, то следует поставить вопрос о том, чтобы на самых льготных условиях: кредитование, аренда земли, освобождение от налога на прибыль -- отдать эти гостиницы тем, кто способен это сделать, -- считает Чеслав Шульга. – К сентябрю 2011 года планируется разработать проект указа президента о поддержке развития гостиничного бизнеса районного уровня.

Россияне первыми сочли белорусские отели привлекательными

Уже сейчас в белорусские регионы приходят серьезные зарубежные компании. Замминистра спорта и туризма считает это первым знаком того, что ситуация в гостиничном бизнесе будет меняться.

-- Они ведь приносят не только новые технологии, но и возможность через свои коммуникации загружать эти отели на перспективу, -- отмечает Чеслав Шульга.

Первыми посчитали гостиничный сектор привлекательным для создания и развития бизнеса в Беларуси россияне. В прошлом году они принялись cкупать гостиницы в белорусских регионах.

Активность в гостиничном секторе проявила компания Amaks Hotels & Resorts. В начале прошлого года она купила контрольный пакет гостиницы «Бобруйск», а в декабре 2010 года 25% акций ОАО «Гостиница «Могилев». В общей сложности две покупки обошлись россиянам в сумму около 2,5 млн долларов.

-- Приобретая отель в Беларуси, мы вкладываем дополнительные деньги в его реконструкцию, а также доведение номерного фонда до 3-звездочного, а качества услуг до четырех-пятизвездочного уровня, -- говорит представитель компании Виктория Ермолаева.

Соглашения по участию в приватизации гостиниц Amaks Hotels & Resorts также заключила с администрациями Гомельской, Гродненской, Витебской и Минской областей.

Частный инвестор из России вложил свои сбережения в завершение строительства отеля «Эрмитаж» в Бресте, а также заинтересовался программой придорожного сервиса – возведения мини-отелей на 12-13 номеров с транспортной стоянкой для обслуживания дальнобойщиков по трассе Брест-Москва. Строительство одного такого отеля обойдется примерно в сумму до 2 млн. долларов.

Продвигать придется всю Беларусь

Доступность гостиничных номеров – это не только их наличие, но и продвижение на рынке. Загнать иностранного туриста в белорусский отель директивно не получится.

По данным исследования международного аналитического агентства Еuromonitor International, в ближайшие пять лет более 65% процентов туристов будут использовать для бронирования своих путешествий новые технологии.  

– Уже сейчас туроператору, который не представлен в Интернете, сложно найти свое место в отрасли, -- считает директор компании «Вокруг света» Марина Кондрашова.

Как один из ведущих операторов Беларуси по приему и обслуживанию иностранных туристов эта компания уже десять лет сотрудничает с мировыми поставщиками услуг по онлайн-бронированию гостиниц.

-- К сожалении, Беларусь не находится в списке приоритетов глобальных систем онлайн- бронирования. Им неинтересен регион, который посещает меньше 2 млн человек в год, поскольку это не приносит доходов, сравнимых с временными, менеджерскими и финансовыми затратами на разработку и продвижение, -- констатирует директор «Вокруг света».

Если Минск представлен в глобальных системах онлайн-бронированият достаточно неплохо, то в регионах дополнительный канал для продвижения услуг задействован слабо. Зачастую в Сети невозможно даже отыскать информацию об отеле где-нибудь в Борисове или в Барановичах, не говоря уже о том, чтобы забронировать его онлайн. Между тем, как показывает статистика посещаемости первого отечественного ресурса онлайн-бронирования гостиниц Hotel.by, иногда белорусской глубинкой интересуются в самых экзотических уголках мира.

Однако чтобы привлечь в страну массового туриста нужно продвигать на рынке онлайн-бронирования не только конкретные отели, но и всю Беларусь, считает Марина Кондрашова.

Пока через Hotel.by можно забронировать и оплатить онлайн номера в 28 белорусских гостиницах. Сотрудники компании «Вокруг света» отмечают, что сложнее всего вовлечь в систему регионы, где к Интернет-бронированию относятся настороженно.

В то же время Игорь Чергинец, заместитель генерального директора авиакомпании «Белавиа», которая первой в Беларуси стала продавать билеты через Интернет, считает, что у предприятий турбизнеса нет будущего без электронной торговли.

-- Я бы посоветовал белорусским гостиницам более активно идти на сотрудничество по онлайн бронированию. Это шанс получить дополнительных клиентов. К примеру, 95-97% билетов на рейс Лондон-Минск «Белавиа» реализует через Интернет, -- рассказывает Игорь Чергинец. -- Многих иностранцев пугает неизвестность. Они хотят перед вылетом иметь на руках полный пакет – визу, авиабилет, гостиницу, заказ на такси.

Сложности с внедрением национальной системы онлайн бронирования специалист видит в том, чтобы раскрутить сайт Hotel.by за рубежом. И вот здесь, по мнению Игоря Чергинца, государство через посольства и информационные центры в разных странах может многое сделать для продвижения отечественного продукта.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 34
  • Балл: 4.7