Отдаст ли Лукашенко МАЗ россиянам?

Государственная корпорация «Ростехнологии» направила правительству Беларуси предложение объединить КАМАЗ и Минский автомобильный завод. Кому выгодно такое слияние, и что может побудить белорусское руководство сделать такой шаг?

О предложении по возможному объединению заявил Сергей Чемезов, президент корпорации «Ростехнологии», которая является владельцем 49,9% акций КАМАЗа. После этого российское предприятие станет 100-процентным владельцем МАЗа, а белорусские власти получат в свое распоряжение пакет акций Камского автозавода.

По его словам, белорусским властям «вряд ли достанется блокпакет КАМАЗа», однако точную долю можно будет назвать только после оценки МАЗа российской стороной.

О начале переговоров по приобретению либо контрольного, либо всего пакета акций крупнейшего производителя грузовых автомобилей в СНГ, стало известно два месяца назад. Гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сообщил тогда, что к появлению КАМАЗа в качестве контролирующего акционера МАЗа нынешний владелец -- белорусское правительство «относится положительно».

По мнению руководителя Аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, с экономической точки зрения само возникновение супермонополии КАМАЗ и МАЗ в рамках СНГ «это плохо».

-- Это приведет к загниванию гигантского предприятия. И второй момент: как-то в Минске глава Коммунистической партии России Геннадий Зюганов заявил, что за один МАЗ дают два КАМАЗа. Зачем тогда хорошему автомобилю объединяться с тем, который в два раза хуже? – не видит целесообразности эксперт.

Леонид Заико обращает внимание, что пока белорусские чиновники думали, как организовать производство и говорили, что государственная система в Беларуси сохранила все самое лучшее, время ушло. Отечественный бизнес создан не был.

-- Теперь руководство вынуждено продавать все лучшее, что есть в стране.

Начинается распродажа «фамильного серебра». Я рассматриваю это как обычную номенклатурную приватизацию, -- так оценивает намечающуюся сделку экономист.

Леонид Заико говорит о крахе концепции так называемой белорусской модели и намечающейся сверхмонополизации.

-- В пространстве Таможенного союза не остается конкурентов. Нам будут такие двигать цены, что дальше некуда. Машиностроение, автомобильная промышленность – это неплохой кусок пирога, -- подчеркивает эксперт. -- Я -- сторонник и интеграции, и горизонтальных связей, объединений, создания крупных компаний, но то, что КАМАЗ и МАЗ могут объединиться на основе стопроцентной собственности, ставит на повестку дня еще один вопрос: а какую долю получат те, кто работал на МАЗе, за чьи деньги строился МАЗ?

Экономист Сергей Чалый также отрицательно относится к идее объединения белорусского и российского машиностроительных предприятий.

-- У российской стороны нет денег, раз они предлагают безденежный обмен акциями. А зачем это нужно нам? – задается вопросом эксперт.

Слияние с МАЗом позволит КАМАЗу увеличить объем производства агрегатной базы: двигателей, коробок передач и мостов.

– Но у Беларуси большого интереса к российскому КАМАЗу нет, -- утверждает Сергей Чалый. -- Беларусь хочет получить деньги от приватизации, а ей предлагают какие-то бартерные схемы.

Экономист не считает, что белорусской руководство пойдет на предложенный «Ростехнологиями» вариант, поскольку в 2001-м году Олегу Дерипаске уже было отказано в реализации похожей схемы.

Впрочем, по мнению экспертов «Завтра твоей страны», с тех пор в России очень многое изменилось, и на этот раз в качестве заинтересованной стороны фигурирует само российское государство. Не исключено, что выполнение белорусским правительством прозвучавшего 15 февраля предложения «Ростехнологий» станет платой за те уступки, на которые пошла Москва по поставкам газа и нефти в Беларусь накануне президентских выборов.

  • Оцени статью: