Какие уроки следует извлечь из президентской кампании журналистам

Заявления белорусских властей о либерализации внутриполитической ситуации в стране не изменили в лучшую сторону положение негосударственных средств массовой информации ни перед избирательной кампанией, ни во время президентской гонки.

Как освещают избирательную кампанию журналисты и чего стоит опасаться негосударственным СМИ после выборов, прогнозирует председатель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина.

-- Самое опасное, что нас может ожидать, это то, что начнут действовать те двенадцать правовых актов, которые были приняты в отношении Интернета, -- отмечает Жанна Литвина. -- В предвыборный период внимание со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, международных организаций и экспертов к вопросам свободы слова притормозило процессы, связанные с желанием властей контролировать Интернет. Но заявления министра информации Олега Пролесковского во время недавней онлайн-конференции на сайте БЕЛТА и сам факт того, что сегодня обсуждается возможность регистрации сайтов в качестве Интернет-СМИ, весьма настораживают. Посмотрим, как в дальнейшем будет развиваться ситуация. 

Но самое основное, что за эту избирательную кампанию БАЖ собрала в мониторингах множество фактов отражения самых разных событий и профессиональной деятельности белорусских журналистов. Думаю, что это будет серьезным материалом для основательного обсуждения, осмысления нашего профессионализма в рамках кампании «За качественную журналистику», которую проводит ассоциация.

Хотелось бы, конечно, чтобы те дискуссии, которые развернутся после этого политического события, дали возможность сделать новый шаг в сторону выдерживания стандартов профессиональной деятельности, стали темой для серьезного профессионального разговора.

- Каковы ваши личные впечатления от того, как журналисты работают в эту избирательную кампанию?

-- Негосударственная пресса сбалансировано освещает кампанию по выборам президента, и в этом плане за коллег можно только порадоваться. Несмотря ни на что, они выполняют самое основное предназначение журналиста – дать независимую, неотцензурированную информацию избирателям, которые придут на участки, чтобы они могли сделать осмысленный, мотивированный выбор 19 декабря.

То, чего всегда не хватало белорусским масс-медиа, и что во время нынешней кампании не присутствовало в негосударственных СМИ -- это дискуссия, сравнительный анализ программ, предложенных кандидатами, а также попытки развернуть, продолжить, расширить диалог, которого сегодня так не хватает белорусскому обществу.

-- Как вы оцениваете то обстоятельство, что некоторые журналисты во время кампании активно работали в командах конкретных кандидатов в президенты? 

-- Я думаю, что во время последующих дискуссий мы попытаемся разобраться, где был перебор. Журналисты, которые уходят в иную сферу деятельности во время избирательных кампаний, должны сообщать, что занимаются пиаром, что они работают, потому что им важна зарплата, но это, подчеркну, не журналистика. У каждого из наших коллег, я считаю, должно быть осознание этого обстоятельства.

Справка «Завтра твоей страны»

Как отмечается в очередном мониторинге БАЖ, представленном 14 декабря, негосударственная пресса, как и прежде, создавала широкую картину избирательного процесса, а претенденты на президентский пост оставались ее главными действующими лицами. Не зафиксировано случаев оскорбительного отношения к кандидатам или явной рекламы одного из них. Оценка деятельности кандидатов и их программ в негосударственных газетах была сбалансированной, в отличие от государственных СМИ.

Несмотря на то, что по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями улучшились условия доступа альтернативных кандидатов к государственным СМИ, основная схема освещения избирательного процесса осталась неизменной. Так, имели место такие явления, как фокусирование внимания на действующем президенте, маргинализация оппозиционных кандидатов, их деятельности, как и деятельности оппозиционных партий путем как отрицательных оценок, так и умышленной минимизации их присутствия в СМИ, создание на фоне несоответствующей репрезентации альтернативных кандидатов эффекта отсутствия выбора или выбора в пользу одного кандидата – действующего президента. Кроме того, бросалось в глаза, что значение выборов принижалось за счет отодвигания избирательной тематики – она уступала такими темам, как «Спорт», детское Евровидение или же так называемое Всебелорусское народное собрание.

Данные мониторинга БДИПЧ ОБСЕ также подтверждают, что, например, на Первом канале 86% информации о выборах было посвящено Александру Лукашенко. Причем о действующем руководителе страны говорили либо хорошо, либо нейтрально. Скудная информация о его оппонентах в основном была негативной.

Что касается других телеканалов, то ситуация, по оценке экспертов, даже хуже -- 90% информации было посвящено действующему президенту.

  • Оцени статью: