Как взамен саги о “белорусском чуде” получить белорусский бренд

Беда белорусов в том, что они все еще живут одним днем, основывая прогнозы на взятых с потолка цифрах. В день открытия Недели устойчивого развития-2010, которая проходит в Беларуси с 15 по 23 октября, эксперт по вопросам регионального развития и маркетинга территорий Ирина БУГРОВА анализирует для «Завтра твоей страны» принципиально новый подход стратегического планирования: из будущего в настоящее. Местные повестки-21 позволяют так заглянуть в завтра, чтобы грамотно построить свою жизнь сегодня.

Даже огромные деньги бессильны без перестройки менеджмента

Каждый из нас сталкивался хоть раз в жизни с необходимостью что-то планировать. Одни делают это профессионально, по долгу службы. Другие, потому что считают лучшим способом организации жизни. А третьи -- просто потому, что их заставили.

План -- это всего лишь инструмент, с помощью которого достигаются цели. И хорошо если цель ясна, понятна и приятна твоему сердцу. Тут можно и инструмент тщательно подобрать. А если цели непонятны? Тогда инструмент выбирается по принципу: что под руку попадется.

В одном из важных документов по планированию развития большого города Беларуси значилось, например, что в следующем году выпуск тракторов следует увеличить со 143 до 146 в месяц. На вопрос, почему запланировано именно 146 тракторов, а не 145 или 147, никто ничего вразумительного ответить не мог. Более того, план выглядел настолько безлико, что если вместо названия одного города поставить другое, то никто ничего бы не заметил. Не было в плане ни ссылки на приоритеты развития, ни лица, ни духа города.

В другом важном правительственном документе, посвященном развитию агроэкотуризма, важной и действительно перспективной сфере жизни и экономики страны, было сказано, что к 2011 году в каждом районе всех шести областей Беларуси должно быть создано от 30 до 60 агроусадеб. А почему именно столько (?) и тем более в каждом районе (?!). Неужели все районы Беларуси столь одинаково предрасположены к развитию агроэкотуризма? И останется ли при таком подходе что-нибудь от агро- или эко-, да и вообще от туризма?

Беларусь сегодня, находясь в поиске альтернативных путей развития, не сможет обойтись без тщательного анализа и серьезного пересмотра управленческих моделей, сложившихся ранее, в том числе и в определении стратегических планов. Сегодня они явно не отвечают ни на вызовы среды, ни на запросы общества. И вряд ли даже самые благие меры, вроде борьбы с бюрократизмом, способны придать новые импульсы старым моделям. Многим становится очевидно, что ни инновации, ни огромные вложения в суперсовременные отрасли экономики и исследований не дадут нужного эффекта без перестройки менеджмента. Некоторые ориентиры для такой перестройки уже существуют в качестве документа и появившихся практик. И это не панацея, не истина в последней инстанции – это просто практики, дающие достаточно очевидный результат.

План плану рознь

Национальная стратегия социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г. является тем документом, который определяет основные параметры устойчивости страны, области, любой территории. В основе документа -- новая философия устойчивого развития мира, начало которой положил саммит ООН в Рио-де-Жанейро 1992 г. Саммит стал демонстрацией озабоченности человечества, которое пытается определить рецепты собственного устойчивого существования. Беларусь, разработав и приняв Стратегию, также стала на этот путь. В документе в частности, содержится один из подходов к стратегическому планированию развития территорий, связанный с разработкой и реализацией Местных повесток-21 (МП21) или стратегий местного развития.

Стратегия, как и многие другие документы, могла бы остаться всего лишь хорошо подготовленной декларацией, если бы не появились лидеры этих начинаний. В Беларуси этими лидерами стали города Туров и Дисна. А за ними с ежегодным нарастанием все новые и новые территории, структуры, организации, включая села, районы, школы, гимназии. Сегодня в Беларуси насчитывается около 70 инициатив по Местным повесткам. А в мире -- около 10 тысяч в более чем 115 странах мира.

Пять преимуществ Местной повестки-21

В чем же суть подхода, лежащего в основе МП21? Почему сегодня так важно вести о нем речь?

1. В планировании МП21 участвуют сами жители конкретной территории. Представители всех групп, заинтересованных в ее долгосрочном устойчивом развитии – власть, бизнес, общество (в общепринятой терминологии - стейкхолдеры). Между ними происходит договоренность о том, каким они хотят видеть свой край. Совместно рождается образ желаемого будущего. Этот образ не утопия и не иллюзия – его разработка идет на основе учета всего имеющегося потенциала территории, организации, исторических, культурных традиций, географического положения. В результате появляется общее согласие по поводу развития, общих целей. Что это дает? Во-первых, такое планирование в наибольшей степени учитывает реальную специфику объекта планирования. Во-вторых, оно создает основу партнерства, которое, как известно, само является элементом новой экономики и источником ресурсов нового типа. В-третьих, рождает взаимную ответственность за результаты и достижение целей.

Принцип партнерства уже сегодня положен в основу кластерных проектов в Беларуси. В каких-то регионах это уже работающие модели (нельзя сказать, что отлаженные, но работающие). Можно говорить о кластере сельского туризма в Воложинском районе Минской области, Речицком районе Гомельской области. Идет создание кластера туризма в Припятском Полесье, который будет включать в себя также приграничный район Украины. В проекте разработка таких же модельных систем для нескольких районов Гродненской области. По признанию одного из лидеров сельского туризма Анатолия Ганца, председателя общественного совета по сельскому туризму Воложинского района, «за прошедший сезон участники кластера получили прибыль в виде разного рода приобретений раза в 4 большую, чем прежде, и речь идет не только о финансах».

2. Общие цели – «будущее» -- становятся исходной точкой планирования. Получается, планирование строится не из настоящего в будущее, а, наоборот – из будущего в настоящее. В чем же его преимущества? Такой подход позволяет избегать детализации и сосредоточиться на магистральных (элементы образа) направлениях развития, которые, в свою очередь, «вытаскивают» за собой иные направления.

Вот примеры некоторых формул видения будущего. Например, Санкт-Петербург видит себя в качестве интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, а также главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

Новосибирск определил свою миссию как форпост современной фундаментальной и прикладной науки, производитель наукоемкой продукции и услуг, мощнейший транспортный товаропроводящий узел, торговый и административный центр всего Зауралья с богатой культурой и высоким искусством.

Всем известная Одесса предполагает стать международный центром народной дипломатии, своего рода "Южным Давосом".

Приоритеты белорусского Новополоцка связаны с высоким уровнем и качеством жизни, совершенствованием структуры экономики, эффективным использованием человеческого потенциала. Образ будущего Новополоцка как экологически чистого, благоустроенного современного города; «молодого города и города молодых» закреплен в Стратегии устойчивого развития.

Понятно, что эти приоритеты находят воплощение в пошаговых стратегиях. Важно же то, что это позволяет четко дифференцировать проекты, работающие на достижение цели, сосредотачивать ресурсы на приоритетных направлениях. Дает ли такая стратегия гарантию от прецедентов подобно сегодняшней «московской саге» о том, как 18 лет строили Москву, а получается не ту, не там и не те? Полную гарантию вряд ли, но предоставляет определенную защиту от лоббистских групп, продвигающих исключительно групповые интересы и желающих просто получать прибыль из развивающейся территории, скупать земли.

3. Эта стратегия позволяет рассматривать любые финансы, также как и административные возможности местной власти исключительно с инструментальной точки зрения и оценивать иные ресурсы как равные по достоинству.

4. Фокусировка на приоритетах позволяет быстрее создать истории общего успеха жителей конкретного местечка, территории и тем самым укрепляет, сплачивает членов сообщества. В результате включаются резервы человеческого капитала, который экономит как административное время, так и местный бюджет.

5. Наконец, этот метод стратегического планирования позволяет сохраниться и развиться аутентичности местной, региональной, земельной, что является значительной ценностью для устойчивого развития мира, служит основой для создания новых привлекательных брендов.

Так может, следует заглянуть в завтра, чтобы увидеть оттуда сегодня? И тогда не появятся в наших планах взятые с потолка цифры, которые вынуждены будут выполнять послушные подчиненные, тратя на очередную «сагу о белорусском чуде» бюджетные деньги и уничтожая то, что могло бы стать белорусским брендом.

Справка «Завтра твоей страны»

Девиз Недели устойчивого развития, которая проходит в Беларуси с 15 по 23 октября, – «К успеху – через стратегии инноваций и партнерство!».

Организаторами Недели являются Минский международный образовательный центр, Международный гуманитарно-просветительский фонд «Живое партнерство», Проект ЕС и ПРООН «Устойчивое развитие на местном уровне» и Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ).

В рамках Недели на республиканском уровне пройдут: научное кафе по устойчивому развитию «Роль СМИ в информировании и вовлечении населения в процессы устойчивого развития на местном уровне»; выставка-презентация книг по устойчивому развитию в РНТБ; круглый стол по образованию в интересах устойчивого развития; Вторая Республиканская конференция «Устойчивое развитие территорий. Местные повестки-21 в Беларуси: опыт, проблемы, перспективы».

Как отмечают организаторы, Неделя устойчивого развития-2010 призвана содействовать объединению всех участников движения Местных повесток-21 в Беларуси. Ее проведение позволит обменяться опытом в области устойчивого развития, продемонстрировать достижения и потенциал местных сообществ и инициатив, наметить пути и способы внедрения наиболее оптимальных практик устойчивого развития.

  • Оцени статью: