Эксперт: Раскрепощение регионов даст эффект, равный нескольким бюджетам Беларуси

В ближайшее время межведомственная рабочая группа должна рассмотреть проект основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы. Если все пойдет по плану, то в следующей пятилетке регионы могут отпустить на свободу.

Как рассказал один из разработчиков, основная ставка сделана в проекте на развитие человеческого потенциала на базе инновационного развития экономики. Одно из ключевых новшеств – устойчивое развитие регионов посредством предоставления им большей самостоятельности в принятии решений.

-- Важно, чтобы каждый регион, опираясь на собственные ресурсы, обеспечил комплексное развитие своих территорий для сбалансированного развития экономики и социальной сферы. Главная целевая установка -- выравнивание уровня жизни в различных регионах. Ставится задача, чтобы именно местные власти обеспечивали социальное развитие на своих территориях, самостоятельно принимали решение, -- пояснил собеседник «Завтра твоей страны».

Как отмечает координатор региональных программ Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии Ирина Бугрова, в вопросе предоставления самостоятельности регионам «мы и так уже движемся с опозданием».

-- Люди на местах давно «беременны» инициативами, -- заключает эксперт. – Раскрепощение регионов -- это ресурс, который сегодня может создать дополнительно от одного до трех и более бюджетов страны, потому что на местном уровне такие программы дают возможность мобильно реагировать на инициативу, проявляющуюся, как в сфере экономики, так и в сфере социальных отношений, чего у нас пока, увы, нет. Если регионам наконец-то «развяжут» руки, это придаст дополнительный импульс развитию всей страны.

Возможность включиться, в так называемую, новую экономику дают местные повестки. Это инструмент стратегического (на 10-20 лет) планирования жизни региона с учетом экономических, социальных и экологических аспектов развития, а также интересов всех членов местного сообщества, которые участвуют в планировании и реализации стратегии. В этом случае люди сами находят ниши, которые являются актуальными для развития той или иной территории.

-- У центральной и даже власти, какой бы дальновидной и компетентной она ни была, никогда не дойдут руки до того, чтобы приводить в порядок каждый конкретный «подвал», -- считает Ирина Бугрова. – А люди всегда видят, что происходит в их сообществе и могут найти ресурсы для решения злободневной проблемы.

Так возникает совершенно иной тип экономических отношений. Международная практика показывает, что инвестор часто приходит с деньгами не туда, где очень активно что-то предлагает государство, не на конкретный завод, а на территорию. Местные повестки в рамках устойчивого развития дают возможность показать привлекательность, уникальность любого местечка и выгодность размещения там капитала.

В Беларуси такие повестки появились еще в 1999 году. Первую стратегию устойчивого развития разработал для себя самый маленький белорусский город -- Дисна.

-- Но в целом новый взгляд государств на развитие территорий и желание людей проявлять инициативу совпали лишь лет пять назад, -- считает Ирина Бугрова.

Сейчас в стране насчитывается порядка 70-80 повесток: от только что зафиксированных инициатив до самых активных повесток. Очень многих белорусов в регионах побудили к действию проекты Программы поддержки Беларуси, а также проект ПРООН «Устойчивое развитие на местном уровне», который реализуется в Беларуси с начала 2009 года.

-- Если региональное развитие действительно станет приоритетом Программы социально-экономического развития и государство перестанет контролировать каждый шаг местных властей, включив резерв реального местного самоуправления (а для этого тоже нужна реформа), Беларусь в ближайшее время, как никогда, ожидает невероятный взлет творческой активности в проявлении инициативы, -- прогнозирует Ирина Бугрова.

Главное, чтобы отмена «крепостного права» не осталась предвыборным порывом властей и была подкреплена финансовыми гарантиями.

  • Оцени статью: