От белорусских школьников скрывают, кто такие белорусы

Кто мы такие, чем отличаемся от других и почему мы можем иметь чувство общности с другими представителями своей нации – в отечественных учебниках по истории Беларуси нет ответа на эти вопросы. А социологические исследования доказывают: белорусы видят себя совсем не такими, как о них рассказывают в школе.

-- Интерпретация прошлого не может не сказаться на том, как молодые белорусы воспринимают себя, а белорусская история в отечественных учебниках делается непредсказуемой, – считает Татьяна Островская, автор исследования "Генеалогия исторической памяти белорусов в контексте образовательных практик" в рамках стипендиальной программы Белорусского института стратегических исследований (Литва).

-- Изучение учебников истории – интересный ход в познании процессов формирования нации, -- считает политолог Виталий Силицкий. -- Мы все время октрываем для себя, кто мы есть, и кем мы были. Наши представления о себе не совпадают с теми, которые есть у наших родителей и не будут совпадать с теми, которые будут у наших детей и внуков. Это процесс определения самих себя (самостоятельный или навязанный через те или иные механизмы государством) в конце концов и формирует то, что можно назвать историческим самосознанием.

Главная угроза для белоруса – крестоносцы, монголо-татары и фашистская Германия

В ходе анализа учебной литературы по истории Беларуси с 1993 по 2009 год, Татьяна Островская обнаружила, что от белорусских школьников утаивают, кто такие белорусы.

-- Как правило существует такой стандартный набор характеристик нации, как единая территория, особенности языка и культуры. Они не могут создать у современного школьника реальное представление о том, кто он и почему другие люди, с которыми он живет в одном государстве, ему близки, -- считает исследователь. – Лишь, начиная с 2002, года можно отследить в учебниках фрагментарные попытки сформировать у молодых белорусов представление о самих себе. В тексте появляются специфические характеристики белорусов.

Отражение истории в учебниках исследователь делит на три периода в соответствии с интерпретацией отечественного прошлого: антиколониальный (1993-1995), доминирование панславистской идеологии (1996-2001) и формирование национальной идеи (с апреля 2002-го).

Характерным для второго и третьего периодов является описание белорусской нации преимущественно как крестьянской, восточнославянской, православной. Часто упоминаются, как черты характера белорусов, факты национальной и религиозной терпимости.

-- Трудолюбивый, хозяйственный, бережливый. Жизнь его всегда была очень сложной и тяжелой. Белорус миролюбив, но хороший воин, если нужно защищаться. Счастье всегда видит в труде на собственной земле, -- описывает Татьяна Островская портрет белоруса из школьного учебника.

В друзьях у белоруса – русские и украинцы, в соседях – литовцы и поляки, а самую главную угрозу до сих пор представляют крестоносцы, монголо-татары и фашистская Германия.

Не такие уж безобидные и толерантные

В то же время исследование, проведенное в прошлом году аксиометрической лабораторией «Новак» и Белорусским институтом стратегических исследований (BISS, Литва), позволяют считать, что белорусы совсем не такие уж и безобидные и толерантные, как об этом пишут в учебниках. В ходе исследования респонденты рисовали автопортрет типичного белоруса.

Как выяснилось, 36.7% опрошенных “полностью согласны”, а 20.1% “скорее согласны”, что государство должно ограничивать проникновение нетрадиционных религий в Беларусь. И только 9.2% полностью согласны с тем, что государство не должно вмешиваться в выбор вероисповедания гражданами Беларуси.

Или к разговору об отсутствии межнациональных конфликтов. Если отношение к трудовой миграции (46% респондентов выступают «за» ее ограничение в той или иной мере) вряд ли выделит белорусов на фоне настроений в любой европейской стране, то факт, что более 20% готовы приложить все силы, чтобы расстроить брак их ребенка с представителями другой расы, указывает на определенную распространенность расовых стереотипов в обществе.

 

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 2
  • Балл: 3