Из белорусских учебников по истории исчезли все герои XX века

За последние 17 лет из отечественных учебников по истории Беларуси постепенно исчезали ключевые фигуры. Как выяснила исследователь Татьяна Островская, героев с большой буквы, в которых так нуждаются белорусы, в учебниках вообще не так уж и много. Еще одна особенность – на их страницах популярным становится образ жесткого, но эффективного исторического деятеля.

В работе "Генеалогия исторической памяти белорусов в контексте образовательных практик" аналитик Татьяна Островская в рамках стипендиальной программы Белорусского института стратегических исследований (Литва) исследовала представления об истории Беларуси, которые формируют у учащихся 5-11-х классов отечественные учебники.

В анализе учебной литературы по истории Беларуси с 1993 по 2009 год Татьяна Островская особое внимание уделила фомированию характеристик исторических деятелей.

-- Мне кажется это важным, в первую очередь, для познания современности, поскольку культивированый образ героя всегда отождествляет установки сегодняшнего дня. Героические личности, к тому же, играют большую роль в консолидации нации. Без них не обойтись. Они -- пример для подражания, -- поясняет Татьяна.

Отражение истории в учебниках исследователь делит на три периода в соответствии с интерпретацией отечественного прошлого: антиколониальный (1993-1995), доминирование панславистской идеологии (1996-2001) и формирование национальной идеи (с апреля 2002-го).

Франциск Скорина – фигура удобная

Как подчеркивает Татьяна Островская, для всех трех периодов допустимыми фигурами являются древние деятели -- Евфросинья Полоцкая, князь Витовт, Всеслав Чародей. Но единственная личность, которая остается позитивным символом Беларуси во все времена – Франциск Скорина.

-- Это потому, что Скорина достаточно удобная фигура, -- отмечает Татьяна Островская. -- Он символизирует собой выход белорусской культуры за пределы нашей территории. С другой стороны, всегда представляется на страницах учебников как патриот белорусской земли, который трудится на благо народа.

А вот патриотизм Франциска Скорины трактуется в учебниках по-разному.

-- В антиколониальный период – это любовь к достижениям родины, но в то же время признание достижений других культур. Во втором периоде патриотизм Скорины заключается в принятии Московского государства, а в третьем – первопечатник выступает уже как духовный лидер, объединитель нации, -- обращает внимание на различие трактовок автор исследования.

Кастусь Калиновский – безрассудный юноша?

Вместе с тем, оценка другой исторической личности – одного из руководителей национально-освободительного движения 1863-1864 гг на землях Беларуси и Литвы Кастуся Калиновского за последние 17 лет радикально менялась.

В первые годы независимости белорусских школьников учили, что это национальный герой, достойный таких восторженных эпитетов как “славный сын Беларуси”. Но уже в 1996 году восстание на белорусских землях учебники позиционируют как польское, а личность Кастуся Калиновского предают забвению.

-- Ведь восстание было антироссийским, а учебники выходили в свет в период интенсификации отношений с Россией, -- обясняет автор. – С 2002 года трактовка личности Кастуся Калиновского в учебниках вновь меняется. Он предстает перед школьниками безрассудным юношей, интелеллегнтным и образованным, но трагично и безрезультатно закончившим свою жизнь

По мнению Татьяны Островской, последняя трансформация образа Калиновского связана с тем, что “история национального освободительного движения из учебников исключается”.

Деятели XX века только мелькают в учебниках

Как отмечает автор исследования, второй период “стал отрицанием прктически всех белорусских исторических фигур”, а в третий – “началось постепенное возвращение героя в белорусскую историю”, правда, в трактовке, выгодной для идеологии государства.

В то же время оказывается, что XX век предстает перед школьниками без героев с большой буквы.

-- Иногда на страницах мелькают культурные деятели или деятели периода Второй мировой войны, но сведения о них представляются весьма кратко, -- отмечает автор исследования.

Причины забвения Татьяна Островская связывает, как со спецификой XX века, в котором происходит интенсификация коммуникационных процессов, а герои появляются, исчезают и быстро забываются, так и с возможным намерением исключить из новейшей истории всех значительных исторических деятелей, чтобы не создавать конкуренцию.

В контексте этих выводов, по мнению автора исследования, примечательно преподнесение личности Петра Машерова. Он являлся руководителем БССР двадцать лет, но в учебниках третьего периода этому государственному и политическому деятелю посвящены 1-2 абзаца.

Имен Беларуси не хватает

Как отмечает политолог Виталий Силицкий, при всем советском пафосе нынешней белорусской власти очевидна деперсонификация советской истории.

-- Исчезают герои Великой Отечественной войны, Машеров... Связано ли это с денационализацией сознания или, наоброт, это какое-то пространство для нового конструирования, для появления новых героев и деятелей? -- задается вопросом политолог.

Как знаковое событие третьего периода Виталий Силицкий отмечает перименование в белорусской столице проспектов Скорины и Машерова в проспекты Независимости и Победителей.

-- Это стремление убрать из сознания народа личности, вычеркнуть имена, -- констатирует политолог. -- С другой стороны, в обществе есть спрос на яркие моменты и на героев. Этот спрос пока не удволетворяется ничем.

Каков результат воздействия учебников на умы белорусов? В исследовании, проведенном в прошлом году актисометрической лабораторией “Новак” и Белорусским институтом стратегических исследований (Литва) была сделана попытка выстроить пантеон национальных героев. Два первых места в рейтинге заняли личности, которые были раскручены в советское время: Франциск Скорина и Петр Машеров. Несмотря на все изыски идеологов белорусы чтят также Кастуся Калиновского.

-- И самое страшное, что 40% сказали: не знаем, кто у нас национальный герой. Эту нишу надо заполнять. Я надеюсь, что наступит и четвертый период, который будет более персонализированным, более красочным не только в смысле иллюстраций в учебниках, потому что имен Беларуси не хватает, -- резюмирует Виталий Силицкий.

 

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 3
  • Балл: 4.7