Беларусь рассчитывает напоить молоком Венесуэлу и Китай

Беларусь намерена увеличить экспорт молока и расширить географию поставок. Эксперты «Завтра твоей страны» выясняют, кто купит 1 млн тонн белорусской молочной продукции.

На российский рынок, который традиционно является основным для белорусского молока, в текущем году предполагается поставить примерно две трети от общего объема экспорта. Об этом заявила замминистра сельского хозяйства Надежда Котковец.

По словам Надежды Котковец, общий объем экспорта молочной продукции в пересчете на молоко должен составить 3.7-3.8 млн. тонн, что на 200-300 тысяч тонн превысит уровень прошлого года. Из них, по словам замминистра, в Россию предполагается поставить 2.8 млн. тонн. Котковец не уточнила, в какие страны «потекут» еще около 1 млн. тонн.

Заявления замминистра несколько удивили специалистов -- ведь сегодня российский рынок остается основным рынком сбыта молочной продукции.

-- До сих пор концентрация экспорта белорусских мясных и молочных продуктов была очень высокой. Россия была основным рынком сбыта, в другие страны уходили мизерные объемы этой продукции, -- отметила в интервью «Завтра твоей страны» замглавы исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.

Перспектива расширить экспорт путем выхода на рынки европейских стран представляется очень привлекательной. Однако попасть со своей продукцией в страны ЕС очень непросто. Для этого, как минимум, требуется получить специальный сертификат. Первым из белорусских молокозаводов эту процедуру решило пройти предприятие «Савушкин продукт». Процедура оказалась длительной – процесс проверок и переговоров занял уже более года. И это при том, что европейские эксперты были удовлетворены качеством белорусской продукции.

-- По результатам проверки комиссии Евросоюза, в январе этого года мы не получили никаких замечаний. Однако я думаю, что до тех пор, пока белорусскую законодательную базу не приведут в соответствие с законодательством ЕС, мы вряд ли получим разрешение работать на рынке Евросоюза, -- рассказала «Завтра твоей страны» заместитель генерального директора «Савушкин продукт» Елена Бабкина.

Речь идет о введении с начала 2011 года нового техрегламента по молоку, в котором будут содержаться наиболее строгие нормы из российского и европейского законодательства. Это значит, что после вступления документа в силу белорусская продукция будет соответствовать по качеству условиям России и Евросоюза. Но даже получение разрешения -- это не окончание, а только начало процесса выхода на европейский рынок.

-- В странах Евросоюза, в том числе в Польше и Литве, производится много молочных продуктов, и по большей части они дешевле, чем в Беларуси. Неслучайно люди стремятся привезти продукты оттуда, -- отмечает Ирина Точицкая.

Наличие серьезной конкуренции не означает, что белорусские предприятия не смогут выйти на рынок Евросоюза. Но чтобы попасть на него, понадобится найти нишу, где их продукция будет конкурентоспособной по цене и по качеству. Это длительный процесс, поэтому можно предположить, что в текущем году расширить географию экспорта за счет завоевания рынков европейских стран вряд ли получится.

Не исключено, что в правительстве рассчитывают выйти на более дальние рынки. К примеру, Александр Лукашенко не так давно заявлял о перспективах торговли сырами в Венесуэле. В качестве одного возможных рынков сбыта белорусские чиновники также называют Китай, где на правительственном уровне реализуются программы по пропаганде молочных продуктов среди населения.

По словам Елены Бабкиной, «Савушкин продукт» начал развивать экспорт в Казахстан, Азербайджан, Молдову, Грузию, Узбекистан, Украину, а также поставлять твердые сыры в Иорданию и Саудовскую Аравию. В эти страны продукция транспортируется в 20-тонных фурах-рефрижераторах, где поддерживается температурный режим, необходимый для сохранения ее качества. Елена Бабкина пояснила, что поскольку продукция перевозится большими партиями, аренда рефрижератора увеличивает цену каждой единицы продукции незначительно.

Это означает, что при выходе на каждый конкретный рынок стоимость транспортировки должна рассчитываться специально. При этом необходимо учитывать, что молочные продукты имеют ограниченный срок хранения, а значит, далеко не все из них могут экспортироваться в дальние страны.

 

  • Оцени статью: