Бизнес учится выживать за счет образования

Именно в кризис непрерывное образование необходимо обществу больше, чем когда бы то ни было. Между тем, в сложных финансовых условиях европейский бизнес, в первую очередь, стал экономить на обучающих программах. А в Беларуси, утверждают эксперты, как раз наоборот: сложилась такая уникальная ситуация, когда бизнес-структуры, озабоченные собственным выживанием и развитием, принялись формировать «заказ» для сферы образования.

У бизнес-образования на самом деле особая миссия -- помогать правительству и бизнесменам понять, как отвечать на вызовы кризиса: неопределенность на рынке, усложнение финансовых инструментов, необходимость непрерывно увеличивать темп инноваций и развивать креативность.

-- Тем не менее, как только Латвию постигли крупные финансовые неурядицы, большинство бизнес-компаний первым делом вычеркнули из списка расходов образовательные программы, -- рассказывает представитель Европейской ассоциации взрослых Ингрида Микиско.

С коллегой солидарен и заместитель директора института по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов Уве Гартеншлегер.

– Думать, что бизнес в кризисных условиях станет из собственных фондов оплачивать образование – это наивно, -- полагает эксперт.

Немецкие образовательные центры, в отличие от латвийских, в нынешней ситуации спасает лишь то, что деньги на их деятельность выделяются из государственного бюджета.

-- Можно рассуждать о том, нужно ли тратить деньги на образовательные программы, когда речь идет о развитых европейских странах, а нашим бизнесменам и руководителям нужно учиться и еще раз учиться, -- отмечает заместитель директора Бизнес-школы Института предпринимательства и менеджмента Оксана Князева. – Это просто необходимо в период экономического кризиса, который оголил проблемы, которые возникали в компаниях и раньше, но не были так заметны.

Сейчас в Бизнес-школе ИПМ значительно больше слушателей, чем было пару лет назад.

Возросшему интересу к бизнес-образованию специалист по управлению интеллектуальными ресурсами ООО СТА-Логистик Андрей Мирошниченко находит несколько объяснений.

-- Современные белорусские компании растут и выходят на новые рынки, где присутствуют свои требования к прозрачности бизнеса, к качеству продукции. Им надо соответствовать. Кроме того, зрелый рынок предъявляет свои правила ведения бизнеса, что отражается на потребностях в знаниях сотрудников, -- отмечает эксперт «Завтра твоей страны».

Многие компании именно сейчас осознают, что время слабой конкуренции и личных связей, коррумпированности и умения «уделывать» конкурентов нерыночными способами проходит. В новых кризисных условиях необходимо выходить на принципиально новые стандарты качества и результативности своей деятельности, выражающиеся в повышении производительности труда. При этом Андрей Мирошниченко констатирует, что способы достижения производительности труда связываются с конкурентными преимуществами компаний и становятся содержанием образования.

-- До кризиса руководители чаще выбирали краткосрочные программы и тренинги, которые позволяют быстро получить дополнительную квалификацию, знания и навыки. Сейчас все происходит с точностью наоборот: слушатели хотят получить системное образование и диплом. Это то, что может гарантировать безопасность на рынке труда, а в случае непредвиденных обстоятельств возможность трудоустроится в другую компанию, -- говорит Оксана Князева.

Перед кризисом бизнесмены недостаточно критично относились к общепринятым истинам, поэтому сейчас они хотят научиться оценивать идеи, а не просто принимать их. Бизнес-школы должны дать студентам инструменты для развития критического мышления. Высокая стоимость обучения слушателей не отпугивает.

-- Безусловно, хорошие международные программы не могут стоить дешево, -- подчеркивает заместитель директора бизнес-школы ИПМ.

Например, EXECUTIVE MBA – международная программа для владельцев и топ-менеджеров компаний, которую школа ИПМ проводит совместно с польской Академией Леона Козьминского, гарантирует слушателям получение европейского диплома, она имеет международную аккредитацию EQUIS и AMBA.

В то же время Оксана Князева отмечает две тенденции:

-- С одной стороны, слушатели приходят конкретно за международным дипломом. Это руководители и представители компаний, ориентированных на европейский рынок или компаний-представительств какой-то зарубежной фирмы. Есть слушатели, которым достаточно диплома Бизнес-школы ИПП. Как правило, это те, кто работает на российский рынок, рынок стран СНГ. Но, я хочу отметить, что наши собственные программы достаточно качественные.

Руководители компаний связывают развитие бизнеса со способностью сотрудников осознанно применять знания на практике и трансформировать их в соответствии с требованиями ситуации.

-- К сожалению, это не является содержанием современного государственного образования., -- считает Андрей Мирошниченко. – То, что происходит на рынке труда, белорусские кадровики называют катастрофой -- есть толпы людей с минимальными знаниями, которые, условно говоря, могут выполнять простейшие операции, но более высокого уровня специалисты в дефиците. Компании вынуждены тратить собственные средства на образование и воспитание современного поколения менеджеров и специалистов.

Вместе с тем, по мнению эксперта «Завтра твоей страны», государственное образование утратит связь с реальностью, если не будет учитывать интересы бизнеса, а те, кто формирует рынок труда, должны заявлять о своих требованиях на правах заказчиков. Для этого бизнесу следовало бы разработать единый стандарт компетенций от выпускников школ и вузов.

-- Я так однозначно указываю на бизнес, поскольку в нем формируется культура оценки результативности, управленческого учета, планирования результативности, чего нет в госучреждениях. И поэтому только бизнес может выступать в качестве заказчика, а в качестве исполнителя – неформальное образование, где есть и профессионалы, и креативные методики, -- подчеркивает Андрей Мирошниченко.

Цена же вопроса в данном случае – это реальная конкурентоспособность Беларуси на рынке образовательных услуг.

  • Оцени статью: