Казнь как способ борьбы с казнокрадством

Генеральная прокуратура Республики Беларусь в сотрудничестве с другими правоохранительными органами в ближайшее время должна представить на утверждение руководителя государства проект новой Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией на 2007-2010 годы. Почерпнуть оригинальную технологию пресечения желания чиновников поживиться за государственный счет, разработчики могли бы у правителей Омейядского халифата.

Судя по тому, что после проделанной работы в рамках предыдущей аналогичной программы, которая действовала на протяжении 2002-2006 годов, требуется продолжение «усиления борьбы», проблема коррупции в стране за эти годы не решена. Это означает, что от прокуратуры и других правоохранительных органов требуется предложение более эффективных мер.

Они могли бы обратиться к успешному опыту и технологиям искоренения и предотвращения коррупционных преступлений, которые известны в истории человечества. Самый оригинальный способ борьбы с желанием чиновников поживиться за государственный счет предлагали правители Омейядского халифата. Наместнику той или иной провинции, подозревавшемуся в хищениях государственных средств, делались два взаимоисключающих предложения – либо вернуть в казну деньги, которые, по подсчетам центральных властей, он сумел накопить за время своего правления и продолжать руководить провинцией, либо забрать деньги, оставить должность и удалиться куда-нибудь подальше с глаз халифа и придворной жизни. В 681 году халиф Йазид поставил подобный ультиматум наместнику самой богатой в халифате провинции Хорасан Абдаллаху Зийаду. А. Зийад, как это делало потом подавляющее большинство других чиновников, подозревавшихся в мздоимстве, предпочел второй вариант.

Надо сказать, что это достаточно либеральное по современным меркам наказание коррупционеров на Востоке (в том же Омеяйадском халифате) существовало параллельно с более серьезными мерами, основной из которых была смертная казнь. Одним из самых известных борцов с коррупционерами и другими преступниками был, кстати, отец вышеупомянутого А. Зийада – Зийад Абихи. Получив от халифа в управление Басру, славившуюся количеством преступлений и вольностью нравов, он всего за пару месяцев смог сделать так, что жители города даже перестали запирать на ночь дома – настолько безопасным стала их жизнь. Для этого З. Абихи просто запретил всяческое передвижение по городу после вечерней молитвы. Прихожанам давался час, которого должно было хватить, чтобы добраться до любой точки Басры, а потом выходили стражники, которые рубили головы всем встречным. После первой ночи комендантского часа, когда было отрублено 500 голов, басрийцы выбегали из мечетей так быстро, что иногда даже не успевали надеть сандалии. З. Абихи рубил головы и казнокрадам всех уровней. В итоге в мировую историю этот правитель вошел со знаменитым крылатым выражением: «Если пропадет веревка между мной и Хорасаном, я буду знать, кто ее взял».

Миклашевичу есть на кого равняться...

  • Оцени идею: