Что мешает белорусам заработать на экспорте продуктов до 4 млрд долларов в год?

В Беларуси завершают работу европейские эксперты, изучавшие возможность поставок на рынок Евросоюза продукции трех белорусских пищевых предприятий – ОАО «Савушкин продукт», СП «Санта Бремор» и ОАО «Березовский маслосырзавод». В условиях уменьшения валютной выручки на традиционных рынках ближнего зарубежья частичная переориентация продовольственного экспорта в ЕС, Китай, Индию, Среднюю Азию и даже в Африку сегодня рассматривается правительством как спасительная альтернатива. Но рассчитывать на его увеличение до 4 млрд долларов в год не приходится.

Финансово-экономический кризис, ударивший по экспорту белорусской промышленности, отражается и на продажах на внешних рынках продукции отечественного агропромышленного комплекса и перерабатывающих предприятий. Положение усугубляется тем, что практически 90% всего белорусского экспорта продовольствия приходится сейчас на Россию. Его стоимостной объем на этом рынке сокращается из-за падения курса российского рубля, а физические объемы по ключевым товарам (сахару, молоку и мясу) ограничены квотами. К тому же, Россия ревностно защищает интересы собственных производителей и в условиях уменьшения потребительского спроса, несомненно, усилит административное регулирование импорта.

В конце минувшего года резко снизилась выручка от реализации на экспорт мясной продукции. По сравнению с 2007 годом общее падение валютных поступлений достигло почти 40%. Сейчас некоторые предприятия поставляют свою продукцию по экспортным ценам, которые ниже себестоимости.

Аналогичная ситуация наблюдается и с поставками молочных продуктов – еще одной важной составляющей белорусского продовольственного экспорта. По данным Минсельхозпрода, практически половина (29 заводов) из 67 молокоперерабатывающих производств убыточна. Одна из причин – падение цен на молочные продукты в России.

Еще с сентября прошлого года из-за снижения мировых цен и роста курса доллара в Россию и Украину полностью приостановлен экспорт белорусской ржаной муки.

Проблемы с реализацией ощущаются и по большинству других продовольственных товаров. Текущий год обещает стать одним из самых сложных для аграрников и пищевиков и потребует от них поиска новых решений. Хотя бы потому, чтобы рекордный урожай прошлого года в итоге так и остался только на бумаге.

Мясо: за место на рынке придется расплачиваться собственностью

Одна из ключевых по валовых поступлениям от продовольственного экспорта отрасль в нынешних условиях оказалась сейчас в самом сложном положении. Для белорусских мясопереработчиков основным покупателем продукции остается Россия. Гарантированный объем поставок на этот рынок в текущем году по союзному балансу составит 115 тыс. тонн мяса и мясопродуктов – свинины, говядины, колбасных изделий. Однако, по мнению экспертов «Завтра твоей страны», предполагаемое обесценивание российского рубля будет дальше вести к уменьшению доходов экспортеров. Так что, скорее всего, в денежном выражении объемы экспорта по этой группе товаров уменьшатся весьма существенно.

Следует также учитывать введенный с недавних пор механизм поставок продукции только с предприятий, прошедших аттестацию Россельхознадзора. Эксперты «Завтра твоей страны» не исключают, что, используя полномочия этой структуры, вполне можно распределить значительную часть квоты среди белорусских резидентов, созданных с участием российского капитала. Например, двух достаточно крупных заводов в СЭЗ «Брест» («Белденсан» и «Старфуд»), входящих в питерскую группу компаний «Евролюкс» известного бизнесмена Константина Мирели, а проекта еще одного петербуржца Дмитрия Гордеева и его «Митлэнд Фуд Групп» на Витебском мясокомбинате.

Эксперты не исключают, что этот сложный период может быть использован для дальнейшего приобретения российским бизнесом привлекательных мясоперерабатывающих активов в Беларуси. У этой отрасли сейчас нет никакой серьезной альтернативы по внешним рынкам сбыта и поэтому -- никакой альтернативы переходу части бизнесов в российские руки. Де-факто – прорыву, который позволил в последние несколько лет нарастить объемы поставок мяса и мясопродуктов за рубеж, Беларусь обязана региону, которым руководит Юрий Лужков. С его уходом с поста московского мэра или потерей его интереса к коммерческим проектам в Беларуси, эта ниша для белорусских поставщиков может закрыться. Дальше за место на рынке придется платить, в том числе и собственностью.

Молоко: выход на более отдаленные рынки выглядит весьма туманным

Молочные производители, имевшие еще в 2007 году некую альтернативу российскому рынку в лице Евросоюза, в прошлом году ее утратили из-за ограничений на поставку сухого цельного молока. В итоге – только из-за этого весь продовольственный экспорт в Европу упал по итогам 2008 года больше, чем на 30%!

Поставки по этому продукту были переориентированы на Россию. Но, как показывает развитие ситуации, это не спасает производителей даже в краткосрочной перспективе.

В текущем году квота на экспорт в Россию белорусских молока и молочных продуктов составит еще 2,8 млн тонн. Таков союзный баланс, по которому предполагается доведение белорусской квоты по молоку к 2012 году до 2,5 млн тонн продуктов в год. По мнению россиян, белорусские производители обладают достаточно серьезной нишей на их рынке (около 7%), которую необходимо несколько подкорректировать в сторону уменьшения. Кстати, по мясу доля белорусских предприятий на российском рынке составляет всего 1%.

Думается, что даже разрешение двум белорусским предприятиям на экспорт своей продукции в ЕС («Савушкину продукту» и Березовскому маслосырзаводу) не убережет от финансового падения отрасль в целом. Сертификат ЕС отнюдь не означает гарантированного попадания в западную ритейлерскую сеть, которая могла бы гарантировать хотя бы этим производителям относительно беззаботное существование.

Выход молочников на более отдаленные рынки также выглядит весьма туманным: увеличение в текущем году до 7 тыс. тонн объемов поставки сухого цельного молока в Венесуэлу не решает проблемы даже двух поставщиков, не то что всей отрасли.

И здесь вновь готовы помочь россияне. Несмотря на известные финансовые трудности, часть бизнесов сумела сохранить ресурсы и готова сейчас инвестировать в скупку дешевеющих активов. Российский молочно-соковый конгломерат «Вимм-Билль-Данн» в конце прошлого года уже сделал заявление, что готов купить молочные заводы в Беларуси. В сфере его интересов предприятия, где «Вимм-Билль-Данн» уже имеет контрактное производство – «Савушкин продукт», «Беллакт», Глубокский молочно-консервный завод, ОАО «Гормолзавод №2». Можно предположить, что активизируется в Беларуси и главный конкурент ВБД – группа «Юнимилк», в 2008 году подписавшая с правительством нашей страны соглашение о сотрудничестве. Руководство «Юнимилк» предполагало инвестировать в молочную отрасль Беларуси не менее 500 млн долларов. Как считают эксперты, сейчас, во время кризиса, самое время это делать.

Сахар: субсидирование экспорта сдерживается отсутствием свободных ресурсов

Валообразующая отрасль концерна «Белгоспищепром» в последние годы намертво зависит от российских квот, которые с каждым годом уменьшаются. Предполагается, что в текущем году отгрузка белого сахара в Россию составит 150 тыс. тонн. Это меньше половины того объема, который исходя из неплохого урожая сахарной свеклы прошлого года и существующих для внутреннего рынка закупок тростникового сахара, могла бы экспортировать сейчас отрасль.

В последние годы сахарные заводы делали ставку на увеличение объема продаж в Средней Азии и Закавказье. Однако добиться значительных успехов в этих регионах весьма сложно. Дело в том, что данные рынки уже находятся в поле зрения и действий крупных европейских поставщиков, которым помогают субсидии Европейского Союза. Субсидирование экспорта сахара со стороны белорусского государства также обещалось, но пока этот процесс сдерживается отсутствием значительного объема свободных ресурсов.

Конфеты: за «брендовым» барьером

В других ориентированных на экспорт отраслях белорусского АПК и пищевой промышленности схожие проблемы. Рыбопереработчики теряют позиции в России. Взамен активизируются на внутреннем рынке, а также пытаются пробиться на рынок ЕС.

Кондитеры ограничены «брендовыми» барьерами – союзные бренды, которые они выпускали и которые популярны в России, к настоящему времени «приватизированы» местными производителями и их продвижение запрещено. Пока идет процесс вывода новых брендов на российский рынок. Например, специально для России «Спартак» запускает две новых марки Melanie и Konfetoff. Эта же компания активно пытается пробиться в американские сети, а также наладить поставки своей карамели в страны Африки.

Вывод

По мнению экспертов «Завтра твоей страны», оптимистичные прогнозы об увеличении белорусского продовольственного экспорта до 4 млрд долларов в год, вряд ли сбудутся. Падение покупательной способности как внутри страны, так и за рубежом не позволяет рассчитывать в отдаленном будущем на такие валютные поступления.

  • Оцени статью: