Белорусы создают электромобиль

Беларусь может стать одной из первых стран в мире, где получат распространение электромобили. Эта тема, интерес к которой особенно возрос на фоне роста цен на нефть, уже воплотилась в технические проработки. Они позволят уменьшить расход топлива на легковых автомобилях до 2-2,5 литров на 100 километров пробега. О перспективах появления белорусского электромобиля «Завтра твоей страны» рассказал заместитель директора фирмы «Этон» (группа компаний «Дорэлектромаш») Сергей ЗАИЧЕНКО.

-- Одно из направлений – создание так называемых гибридных двигателей -- ведет бывший конструктор Минского автомобильного завода, а ныне руководитель Научно-инженерного центра РУП «Белавтотракторостроение» НАН РБ Михаил Высоцкий. Контрагентом института является частное предприятие «Дорэлектромаш», которое с 1998 года параллельно работает над созданием троллейбуса, движущегося без контактной сети.

Если говорить о разработках Михаила Высоцкого, то сегодня продолжаются и прорабатывается на уровне технического проекта работы, которые в свое время начинались на МАЗе и были связаны с автомобилем «Перестройка». Эта идея широко известна: использовать электрические источники энергии, которые позволяют уменьшить мощность двигателя, а при разгоне энергию какого-то источника энергии – электрического или электрохимического накопителя энергии. Его называют аккумулятором, конденсатором или молекулярным накопителем.

Частично такой автомобиль может двигаться без работы дизель-генераторной установки. Такие проекты сейчас прорабатывают многие фирмы. Ведь это реальная экономия топлива. Благодаря внедрению так называемых гибридных двигателей, можно добиться уменьшения расхода топлива на легковых автомобилях до двух–двух с половиной литров на 100 километров.

-- Это только теория или уже есть какое--то практическое воплощение?

-- Нам, например, в свое время дали задание создать троллейбус, который мог бы двигаться определенное расстояние без контактной сети. Тогда требовалось снять контактные сети с центральных улиц столицы, того же проспекта Победителей. Мы прорабатывали такой вариант. В зависимости от расстояния нужно подобрать необходимое количество накопителей энергии, которые обеспечивали бы движение. В виде технического проекта эта разработка была предложена. Потом, правда, наступило затишье. Но сейчас работы возобновились. И не только у нас. В России также.

Это один из вариантов, когда можно говорить о реализации концепции электромобиля, который движется по определенному маршруту и имеет на нем точки, где он сможет восполнять потерянную энергию. Есть варианты и маршрутных автомобилей небольших мощностей. Хотя можно говорить и о больших автомобилях.

-- Я правильно понял, что эта идея в принципе может существовать на практике только в городских условиях?

-- Да, хотя в мире уже есть образцы автомобилей, у которых автономный пробег составляет сто двадцать километров. Но все же, я думаю, логично внедрять электромобили в городе с его экологическими проблемами, с его режимом работы транспорта.

-- А за какие деньги осуществляется финансирование работ по созданию электромобиля? Частные инвестиции?

-- По крайней мере, то, что касается нашей работы и проектов с Высоцким, у которого мы являемся контрагентами, то это частные инвестиции.

-- Ваш прогноз: когда идея электромобиля может быть воплощена во что-то конкретное и практическое?

-- Я думаю, что ситуация с повышением цены на нефть подтолкнет и ускорит этот процесс. Такая тенденция очевидна. Кроме того, важен и вопрос экологии. Если говорить о перспективах, то электромобиль с использованием энергии аккумулятора или другого так называемого малогабаритного источника энергии, появится в мире в ближайшие три-четыре года. Все ведущие фирмы, которые занимаются автомобилями, сейчас активно над этим работают.

-- А могут ли белорусские разработчики завершить свои проекты, внедрить их и продавать в мире?

-- В общем-то да. Мы занимаемся этой темой давно и уже имеем достаточную степень готовности к ее решению. Для реализации этой задачи есть все.

 

  • Оцени статью: