Куда пошлют учиться

Очевидно, что сфера послешкольного образования Беларуси делает крен в сторону подготовки рабочих рук, а не высококвалифицированных специалистов. В 2009 году учреждения профтехобразования рассчитывают увеличить прием более чем на 50%. Уже ходят слухи, что, в следующем году, когда в связи с одномоментным переходом белорусской школы с 12-летней на 11-летнюю систему образования количество выпускников базовых школ увеличится более чем в 2,8 раза, учеников будут отправлять в ПТУ принудительно.

Например, установив предельную планку удовлетворительных оценок для тех, кто хотел бы получить среднее образование в школе. Это мы уже проходили в советские времена, когда школы всячески пытались избавляться от «троечников».

Рабочих рук в стране явно не хватает. Заместитель министра образования Борис Иванов отметил на прошедшей 31 октября коллегии Министерства образования:

-- В банке вакансий города Минска с увеличением объема производства возникла значительная потребность в рабочих кадрах. На сегодняшний день из 24 тысяч вакансий, которыми располагает служба занятости столицы, более 20 тысяч рабочих. Несмотря на увеличение в последние годы приема на ряд рабочих специальностей, в городе по-прежнему не хватает около 2,5 тысячи рабочих строительного профиля, около 2 тысяч слесарей, свыше 1,5 тысячи монтажников и электриков.

При этом в учреждениях, где учат рабочим специальностям, недостатка нет. Только в столице 26 учебных заведениях профтехобразования –– колледжи, профессиональные лицеи и профессионально-технические училища. Там учатся 17 996 учащихся по 166 профессиям.

Однако экономике надо больше. За 2006-2008 годы в учебные заведения профтехобразования города принято 21,9 тысячи человек и подготовлено 20,3 тысячи человек. При этом председатель Комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо замечает, что потребности отраслей экономики и социальной сферы составляют 20,4 тысячи человек.

Больше других страдает строительная отрасль. Здесь уже несколько лет держится дефицит кадров. При этом с 2005 года увеличивается прием учащихся на строительные специальности. Однако готовить нужное количество специалистов не получается –– за объемами строительства в городе сфере образования не угнаться.

Да и равномерное распределение учащихся по профессиям остается проблемой.

-- Мы можем увеличить подготовку строителей и в три, и в пять раз. Тогда появится проблема с нехваткой кадров в промышленности, в сельском хозяйстве и так далее». Нам необходимо равномерно распределить учащихся по профессиям, что требует тонкой работы с заказчиком и знания рынка труда, -- прогнозирует министр образования Александр Радьков.

Впрочем, основная проблема чиновников –– это все же нежелание выпускников учиться в коллежах и ПТУ. По информации Минобразования, в последние два года не выполняются контрольные цифры приема в учреждения профтехобразования и не обеспечиваются прогнозные показатели подготовки – по рекомендации чиновников в учреждения профтехобразования должно приниматься не менее 30% выпускников базовой школы.

Чтобы привлечь в училища и лицеи учащихся, государство старается изо всех сил. Учреждения достаточно неплохо оснащают. Только в Минске в 2006-2008 годах на укрепление материально-технической базы учебных заведений профтехобразования направлено 12 млрд. рублей. Правда, в большинстве ПТУ оборудование для производственной практики все же старое, имеет средний возраст 20-30 лет.

Еще одну проблему сферы –– нехватку мастеров производственного обучения –– планируется решить посредством повышения зарплаты этим специалистам на 20%. Как обещает министр, подобное решение будет принято на днях.

В Минске для заполнения мест в училищах увеличивается прием учащихся из других регионов страны. Если в предыдущие несколько лет количество иногородних учащихся составляла около 17%, то в 2008 году уже 36,6%. Тем не менее, в последние два года в Минске не выполняются контрольные цифры приема (2007 год –– 94,6%, 2008 год –– 92,3%).

И это притом, что в 2008 году, например, был продлен срок приема документов в столичные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования до 1 сентября. Приемная кампания началась 15 июня и должна была завершиться 15—20 августа. Решение продлить прием документов было связано с невыполнением планов приема: зачислено было всего 73% от запланированных 7 тысяч 269 человек.

Кстати, из общего числа принятых в учреждения профтехобразования ежегодно отчисляется около 2%. Такая ситуация, по мнению Владимира Щербо, возникает из-за нехватки мест в общежитиях и недостаточной социальной адаптации учащихся.

К слову, та самая недостаточная социальная адаптация выражается также в том, что в последние годы в Минске увеличивается количество преступлений, совершенных учащимися учреждений профтехобразования. За девять месяцев 2008 года в Минске было зарегистрировано 80 преступлений среди учащихся учреждений профтехобразования. Для сравнения, за этот же период 2007 года –– 72, 2006 года –– 74. Не помогает и то, что большинство учащихся занимаются в объединениях по интересам, а 535 являются членами БРСМ.

Государство не жалеет сил и средств на ориентацию молодежи на получение рабочей специальности. Министр образования, в частности, не раз повторял, что успеха в жизни можно достичь и без высшего образования. Зарплаты в реальном секторе экономики, где работает большинство выпускников ПТУ, вполне пристойные по белорусским меркам.

И все же собеседница «Завтра твоей страны», работающая швеей в Белорусском центре моды, сказала, что сделает все, чтобы ее ребенок «не пошел к станку».

-- Надо поработать рабочей, –– говорит она, –– чтобы понять, что такое зависимость твоей зарплаты от наличия сырья, от организации труда руководством и от настроения начальства. Да, многие рабочие зарабатывают больше людей с высшим образованием. Однако условия труда –– это летом страшная духота, а, начиная с сентября холодно так, что невозможно работать без перчаток. Режим работы в несколько смен изматывает людей. Если к этому добавить устаревшие станки и машины на многих предприятиях, оптимизма поступление в ПТУ не вызывает. Вот и пытается каждый, кто может, попасть в вуз.

Еще одним фактором, влияющим на сложность комплектации учреждений профтехобразования учащимися, Владимир Щербо называет демографическую ситуацию в стране. Так в 2007 году в сравнении с 2006 годом количество выпускников базовой школы в Минске уменьшилось почти на 6,5 тысячи человек, в 2008 году на 4,5 тысячи человек.

Шансом для государства поправить ситуацию и увеличить количество учащихся в ПТУ, а значит, рабочих рук в будущем, станет 2009 год, когда базовую школу в связи с одномоментным переходом белорусской школы с 12-летней на 11-летнюю систему образования, закончит более чем в два раза больше учащихся, чем в прошлом. В Минске базовую школу окончат 34,5 тысячи человек (для сравнения, в 2008 году –– 12,4 тысячи человек).

Как отмечает министр образования, ведомство будет по-прежнему ориентировать выпускников поступать в профессионально-технические заведения. «Иметь рабочую профессию, –– говорит Александр Радьков, –– это значит иметь устойчивость в жизни. Если представить в виде пирамиды процесс подготовки кадров, то в ее основе будут рабочие профессии».

  • Оцени статью: