Можно ли заманить драниками иностранцев, которым приелись шаблонные путешествия?

За каким туризмом будущее, и какое место в нем займет Беларусь.

Мировой экономике предрекают крафтовую революцию. На смену продукции масс-маркета популярность набирает эксклюзивная, ремесленная. Изменения не обходят стороной и туристическую сферу – путешественникам приелись организованные туры со стандартным списком посещаемых мест: самый известный музей, главная площадь, собор, похожий на тысячи других, отель, ресторан с разработанным специально для туристов меню.

Граждане богатых и «средних» стран уже побывали в  наиболее популярных туристических местах. Теперь они ищут что-то уникальное, странное, с изюминкой. Вопреки глобализации, люди сворачивают с привычных туристических маршрутов ради аутентичных мест.

В новой цепочке туристических услуг важное место будут занимать ремесленники, фермеры, малый бизнес, небольшие усадьбы, рестораны с местной и домашней кухней, «альтернативные» гиды — все те, кто делает акцент на своем, непривычным для масс продукте. И на этом новом, пока еще развивающемся, рынке туристических услуг у белорусских регионов есть хорошие шансы показать себя и заменить определение «инкогнито» на один из синонимов аутентичности.

— Белорусский турпродукт очень хорошо может вписаться в крафтовую экономику. Это у нас быстрорастущий рынок, в него пришло много молодых людей, которым хочется сделать что-то уникальное, имеющее свою историю, — говорит председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.

Валерия Клицунова

Она считает, что в Беларуси достаточно креативных людей, ремесленников, у которых есть знания и желание создавать неповторимый продукт, привлекательный для местных жителей, но ради которого будут приезжать и иностранный гости.

Действительно, в Беларуси все больше появляется крафтовых предложений: сыры, хлеб, пиво, медовые конфеты и много продукции ремесленников. Необычные сувениры заменяют магниты, статуэтки и открытки массового производства.

— Все хотят купить локальную уникальную вещь и удивить своих друзей или членов семьи. На такой продукт есть спрос, — объясняет Валерия Клицунова.

Отдельный разговор – еда. Координатор Европейской сети «Culinary Heritage Europe» Никлас Фьелстром во время образовательного семинара «Крафтовая экономика: продвигаем традиционную еду и ремесла» удивился разнообразию местных блюд в регионах Беларуси. Он считает, что целесообразно и выгодно продвигать туристические предложения, делающие упор на локальную культуру и кухню. Это поспособствует развитию регионов за счет туризма.

— Отдача от инвестиций в локальный продукт дает экономике тройной эффект. Важно, чтобы деньги оставались у локальных производителей, а не посредников, — поясняет Никлас Фьелстром.

Никлас Фьелстром

В среднем 30% денег путешественники тратят на еду. Но в мире растет количество гастрономических туристов – их расходы на знакомство с местной кухней в поездках намного выше. Некоторые страны на этом хорошо зарабатывают. Например, ежегодно около 5 миллионов человек едут в Испанию ради испанской кухни. Еда стоит на первом месте и у более чем 40% приезжающих в Грузию.

Еда – это сильный мотивационный компонент путешествий. И раз уж регионы Беларуси в силу объективных причин не сильно отличаются друг от друга, то успех развития туризма способен вырасти благодаря особенностям гастрономии. Туристические предложения с акцентом на местную кухню, уникальные блюда и форма их подачи привлекут гостей, которым приелись шаблонные путешествия, − люди поедут в белорусскую глубинку за впечатлениями и будут платить за это хорошие деньги. Если учесть, что иностранцев сильно впечатляет белорусская деревня, то почему бы туристическим брендом не стать деревенской жизни с едой от местных фермеров, пекарей и небольших «домашних» ресторанов?

— Молодые рестораторы играют с новым продуктом, создают кухню с новым прочтением традиций. И если белорусы напрягутся, научатся работать в партнерстве, будет государственная поддержка, то можно сделать что-то очень интересное, − говорит Валерия Клицунова.

Беларусь как страна с неизвестной кухней, в которой побывало еще относительно мало туристов, имеет хорошие шансы привлечь людей, которые находятся в поиске новых впечатлений.

— Беларусь интересна иностранным туристам. Здесь есть что посмотреть и чем заняться. И по отзывам впервые побывавших в Беларуси людей, чувствую, что они соберутся и приедут сюда со своими семьями, — подтверждает координатор проекта «Содействие сохранению и продвижению кулинарного наследия и ремесел» (BELLA CUTURE) от общества «Центр кулинарного наследия Латгалии» (Латвия) Татьяна Козачук.

Но она признает, что серьезной преградой остается бюрократический процесс получения виз, который может останавливать немало туристов, путешествующих самостоятельно, вне организованных туристических туров. Например, доехать из Краславы до Полоцка можно чуть больше, чем за два часа. Но путешествию предшествует кипа документов и недели ожидания визы в паспорте.

Образовательный семинар «Крафтовая экономика: продвигаем традиционную еду и ремесла» проходил в рамках проекта ENI-LLB-1-016 «Сохранение и содействие продвижению кулинарного наследия и традиционных ремёсел».

Почему одни белорусы бегут из деревни, а другие хотят в ней жить?

Нужна свежая аналиткиа? Читайте нас в Telegram и на Яндекс.Дзен

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 12
  • Балл: 4.4