Три примера, как белорусская наука участвует в решении общеевропейских проблем, принося результаты своей стране

Какую пользу они принесут Беларуси и ЕС?

«Горизонт 2020» – финансируемая Евросоюзом программа, направленная на развитие науки и инноваций. Представители Беларуси получили возможность принимать в ней участие и сотрудничать с учеными и исследователями из других стран Европы.

«Салідарнасць» рассказывает о нескольких проектах, которые реализуются в нашей стране. Какую пользу они принесут Беларуси и ЕС?

Новый микроскоп, который выведет диагностику на более высокий уровень

Научная группа из Центра квантовой оптики и квантовой информации Института физики НАН Беларуси в очередной раз подтвердила свой высокий научный уровень, когда стала участником проекта SUPERTWIN. В нем ученые из нескольких стран занимаются созданием нового микроскопа на основе особых квантовых состояний света.

Фото Катерины Кузьмичевой

SUPERTWIN-микроскоп позволяет использовать крайне низкие интенсивности света с целью недопущения повреждения образцов, прежде всего, биологических. Кроме того, новый микроскоп позволит добиться многократно лучшего разрешения, чем обычные оптические.

Фото Катерины Кузьмичевой

Член-корреспондент НАН Беларуси, доктор физико-математических наук, заместитель заведующего Центром квантовой оптики и информатики Дмитрий Могилевцев объясняет:

– Новый микроскоп позволит вывести диагностику (например, в медицинских исследованиях) на новый уровень. Представьте, что появится аппарат, с которым вы сможете рассмотреть что-то в десять раз меньшее, чем вы можете рассмотреть сейчас, при том не повреждая образцы. Можно будет рассматривать живые объекты – например, вирусы либо части клетки.

Фото Катерины Кузьмичевой

Проект SUPERTWIN получил поддержку в программе «Горизонт 2020», одержав победу при сильнейшей конкуренции по своей тематике. Из более чем 400 заявок финансирование получили всего 11 проектов.

Фото Катерины Кузьмичевой

– Мы получили возможность свободно взаимодействовать с западными коллегами, хорошо оплачивать труд тех, чьи знания и умения принципиально важны для выполнения проекта. Наши аспиранты и молодые сотрудники постоянно ездят к партнерам и на конференции, наши результаты публикуются в ведущих научных журналах. Например, в 2017 году мы опубликовались в «Nature Communications», – рассказывает Дмитрий Могилевцев.

Фото Катерины Кузьмичевой

В числе десятка белорусских ученых, занятых в проекте SUPERTWIN, работает младший научный сотрудник Антон Сакович. Он называет еще одну причину, по которой ему важно участвовать в международном проекте.

– Безусловно, научное сотрудничество важно и полезно, приносит много опыта. В работе над этим проектом меня больше всего впечатлила атмосфера хорошей европейской организации: все знают зону своей ответственности. Такой организации стоит поучиться.

Ученые из Беларуси, Швейцарии, Италии, Франции и Нидерландов планируют закончить работу над проектом SUPERTWIN в октябре этого года.

Новая web-платформа, которая привлечет молодежь к изучению технических наук

Участие представителей Полоцкого государственного университета в программе «Горизонт 2020» началось с осознания неприятной тенденции.

– Мы заметили снижение интереса выпускников школ к изучению технических, инженерных специальностей в высших учебных заведениях. Молодежь считает, что эти науки сложные для изучения, и поэтому выбирает для себя другие области в образовании, – рассказывает начальник отдела международных связей Полоцкого государственного университета Сергей Пешкун.

Фото Полины Косаревской

Поскольку тенденцию снижения интереса молодежи к изучению технических наук можно назвать общеевропейской, университеты из Испании, Германии, Беларуси, Греции и Финляндии объединили свои усилия для ее преодоления. Так родился проект STIMEY («Наука. Технологии. Инновации. Математика. Инжиниринг для молодежи»), который был поддержан программой  ЕС« Горизонт 2020».

Цель проекта – стимулировать интерес учеников средних школ к изучению точных наук для получения технического образования. Для этого создается социальная web-платформа, которая объединит учеников, их родителей и учителей. Она позволит сделать процесс обучения более доступным и занимательным.

Белорусская команда отвечает за один из главных элементов платформы – обучающие игры. Сергей Пешкун рассказывает, что ИТ-разработчики из Полоцкого государственного университета создадут как минимум три игры, нацеленные на развитие креативности учеников разных возрастов.

Платформа будет содержать и другие интересные элементы. На рынке идей школьники смогут вносить предложения по практической реализации простых, но важных задач.

– Задачи могут быть самыми разными. Например, как в определенном уголке города можно украсить улицу? Предполагается, что лучшие идеи будут воплощаться в жизнь, – рассказывает Сергей Пешкун.

В рамках проекта STIMEY идет также работа над созданием социального робота, который будет встроен в платформу и мобильное предложение. Ученики смогут общаться с ним голосом, а робот будет помогать им в решении задач или наоборот усложнять их после просьбы.

Сотрудники Полоцкого государственного университета взаимодействуют со средними школами, проводя там фокус-группы среди учеников и консультируя учителей по поводу применения современных методик обучения.

Фото Елены Потаповой

– Изучение физических явлений можно сделать для школьников более интересными и захватывающими, – считает Сергей Пешкун.

Ожидается, что работа над проектом STIMEY закончится в 2020 году. Что его участники ожидают увидеть на выходе?

– Новая система обучения может быть представлена в школах на факультативах.  Она поможет улучшить взаимодействие между учителями и учениками. Мы растим новое поколение студентов, которое будет ориентировано на изучение технических специальностей, – в том числе, в нашем университете, – говорит Пешкун.

По его словам, белорусские предприятия в перспективе смогут в большей степени удовлетворять потребность в квалифицированных исследовательских и инженерных кадрах.

Важный момент: несмотря на высочайшую конкуренцию в программе «Горизонт-2020» участие в ней по плечу не только столичным ученым, но и исследователям из регионов.

Исследование: помощь странам «Восточного партнерства» в создании пространства благополучия и стабильности

В этом месяце в 11 европейских городах, в том числе Минске, завершается работа над проектом, результаты которого могут заметно повлиять на отношения Беларуси со странами Евросоюза.

EU-STRAT – международный исследовательский проект, который изучает отношения между Европейским союзом и странами восточно-европейского соседства. Основная цель EU-STRAT заключается в предоставлении анализа связей между ЕС и странами Восточного партнерства.

Белорусскую команду представляли исследователи из Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA и ее исследовательского центра BIPART.

Итогом работы международного проекта стали 16 аналитических документов.

Фото Катерины Кузьмичевой

– Рекомендации, которые формулируются на основе этих исследований, повлияют на то, какая политика будет проводиться Евросоюзом в отношении 6 стран «Восточного партнерства», в том числе и Беларуси, – рассказывает директор SYMPA Наталья Рябова.

Фото Катерины Кузьмичевой

– Выводы также могут быть интересны и нашим дипломатам и госслужащим, которым нужно понимать логику аргументации европейских партнеров. Обычный человек почувствует уже только отдаленные последствия. В виде, например, цены на какой-то импортный товар, условий получения визы или т.п.

Фото Катерины Кузьмичевой

Кстати, Европейская комиссия разработала программу Horizon Europe 2021-2027, чтобы ЕС оставался в авангарде глобальных исследований и инноваций.

Данная статья была подготовлена в рамках проекта «Восточное Соседство ЕС». Мнения, выраженные в статье, принадлежат исключительно автору

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 3
  • Балл: 5