Как «устойчивые» школы ломают стереотипы

Они работают с самыми сложными учениками – из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития – и при этом добиваются высоких результатов. Без дополнительных денег, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов.

В западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников – много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели – «повышение жизненных шансов учащихся». У их учеников неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.

В зарубежных работах феномен таких школ объясняют особыми педагогическими методами, талантами педагогов, а также партнерством между семьей и школой. Значимы и такие компоненты, как позитивные ожидания учеников от школы, их вовлеченность в ее жизнь, психологический комфорт.

Школы действуют адресно, работают с детьми по индивидуальным планам. Подтягивают слабых учеников – есть занятия после уроков. Помогают адаптироваться детям мигрантов. Выводят на новый уровень сильных учеников: для них есть профильное обучение, внеурочные занятия – например, факультативы, участие в научных обществах, а чаще всего – подготовка к участию в олимпиадах. Активно работают с детьми из неблагополучных семей: компенсируют им недостаток родительского внимания. Учат школьников самостоятельности и помогают им определиться с интересами, будущим образованием и профессией, вовлекают детей в неакадемическую жизнь школы, создают чувство причастности к школе, работают с родителями.

Недетская ответственность

В резильентных школах возникает и особый школьный климат. Обычно под ним подразумевают: характер взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями, администрацией, ожидания школы, родителей и самих детей по поводу достижений, нюансы системы оценивания.

Правило таких школ — прозрачность требований и объективность оценок. Администрация и учителя поддерживают образовательную активность учеников и предъявляют к ним высокие требования. Такие повышенные ожидания обычно служат средством мотивации, поднимают самооценку. А это положительно влияет на учебу.

Ученики берут на себя основную ответственность за достижения или неуспех (хотя признают и важность помощи родителей и преподавателей). Так настраивают их учителя. Родители тоже объясняют отставание детей недоработками и не предъявляют претензий к школе.

Учиться или работать?

Для разных учеников выстраиваются разные образовательные траектории — с учетом возможностей и запросов.

В отношении сильных учеников ставки высоки. Директора и учителя считают, что их выпускники получают хорошую подготовку и могут конкурировать за места в престижных вузах. Это проявление «продвигающей силы школы» (school promoting power), когда перспективные выпускники движутся по «максимально продолжительной академической траектории».

Учеников с другими возможностями нацеливают на более раннее получение профессии, учебу в колледжах и техникумах. «Чтобы они понимали, где могут зарабатывать», — поясняют представители школы.

Главное — социализация

Выпускники должны уметь самостоятельно мыслить, строить профессиональные планы и отвечать за них, подчеркивают директора резильентных школ. В отношении всех учеников действует одно и то же правило. «Прежде чем совершить любой поступок <…>, все равно должно быть какое-то рассуждение», — поясняет директор одной из школ.

Социализация в представлении респондентов — и есть главный результат обучения.

Такой подход «ближе к мировому тренду формирования компетенций и тонких, в том числе некогнитивных, навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы и пр.), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты, заключают исследователи.

Хотите знать больше? Читайте нас в Telegram и на Яндекс.Дзен

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 5