Четыре угрозы для экономики Беларуси от российского налогового маневра

Снижение темпов экономического роста, девальвация рубля и рост цен на бензин и дизельное топливо — какие еще негативные последствия ожидают экономику Беларуси?

Размер фактических и ожидаемых экономических потерь, связанных с проведением налогового маневра России, носит для Беларуси драматический характер, считает аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха. Масла в огонь может подлить и  возможное повышение цены на российский природный газ, начиная с 2020 года.

В течение 2019-2024 гг. налоговый маневр в России завершится, и, как следствие, цена российской нефти для Беларуси сравняется с мировыми ценами на нефть.

В аналитической статье на сайте «Наше мнение» Александр Муха прогнозирует, что суммарно за эти шесть лет потери Беларуси, связанные с проведением налогового маневра, будут огромны (по белорусским меркам) —30,718  млрд долларов (при прочих равных условиях). А начиная с 2024 г., ежегодные экономические потери Беларуси в результате состоявшегося налогового маневра России будут около 6,5 млрд долларов, или 10,9%от ВВП Беларуси в 2018 г. (59,586 млрд долларов).

Где купить нефть?

По данным Белстата, средняя цена российского газа для Беларуси в январе 2019 г. составила 130,3 долларов за 1 тыс. куб. м. В то время как средняя экспортная цена российского газа для всех стран, по данным Росстата, в январе 2019 года  — 243,5. В результате соотношение цены российского газа для Беларуси и для всех стран в январе 2019 г., по расчетам BusinessForecast.by, составило 53,5%.

«Не исключено, что российская сторона по аналогии с сырой нефтью захочет повысить значение указанного коэффициента, что может быть чревато дополнительными негативными последствиями для экономики Беларуси», — полагает аналитик.

Эксперты BEROC: Действия России стали похожи на санкции против Беларуси

Вот какие негативные последствия для экономики Беларуси, связанные с налоговым маневром России и возможным повышением цены на российский газ выделяет Александр Муха.

1. Снижение темпов экономического роста в Беларуси

Международные финансовые организации (включая Международный валютный фонд) в 2019 г., по всей видимости, пересмотрят в сторону заметного понижения прогнозы показателей, характеризующих динамику ВВП Беларуси (темпы роста ВВП в сопоставимых ценах, ВВП в абсолютном выражении в текущих ценах и по паритету покупательной способности, среднедушевой ВВП).

По текущему прогнозу МВФ, Беларусь уже в следующем 2020 г. переместится с 3-го на 4-е место среди одиннадцати стран СНГ по среднедушевому ВВП по ППС (после России, Казахстана и Туркменистана). При этом по сравнению с предыдущим прогнозом МВФ, опубликованным в октябре 2018 г., произошло заметное ухудшение прогноза темпов роста ВВП Беларуси в сопоставимых ценах в 2019 г. – с 3,1% до 1,8%.

2. Девальвация рубля

Это может привести к возобновлению понижательного давления на обменный курс белорусского рубля и золотовалютные резервы государства.

К слову, в отчете МВФ по экономике Беларуси, опубликованном в январе 2019 г. по итогам консультаций с властями страны в рамках статьи IV устава фонда, говорится о том, что при текущем размере дефицита счета текущих операций платежного баланса реальный эффективный курс белорусского рубля к корзине валют стран – основных торговых партнеров Беларуси является переоцененным на 10%.

Для корректировки дефицита счета текущих операций платежного баланса Беларуси может потребоваться девальвация номинального обменного курса белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам (при прочих равных условиях).

Вместе с тем, эксперты МВФ предупреждают, что в случае девальвации белорусского рубля может произойти ухудшение относительных показателей внешнего долга резидентов Беларуси (в том числе в процентах к ВВП страны из-за падения долларового эквивалента этого показателя), уменьшение золотовалютных резервов государства и обострение рисков, связанных с ухудшением валютной ликвидности банковского сектора страны.

3. Дефицит государственного бюджета

«Для компенсации выпадающих доходов и финансирования дефицита бюджета может потребоваться привлечение новых внешних заимствований вкупе с рефинансированием ранее накопленного внешнего государственного долга. Однако в текущей ситуации возможности дальнейшего наращивания внешнего государственного долга Беларуси выглядят ограниченными», — отмечает аналитик.

4. Рост цен на бензин и дизельное топливо

По оценкам эксперта, цены на бензин и дизельное топливо в Беларуси в 2019-2024 гг. могут возрасти в долларовом эквиваленте, по меньшей мере, в полтора раза.

Рост цен на бензин и дизельное топливо будет способствовать повышению темпов инфляции и падению реальных денежных доходов населения. При этом соответствующее увеличение затрат белорусских предприятий может негативно сказаться на их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

Сколько еще будут расти цены на топливо?

С другой стороны, рост цен на бензин и дизельное топливо в текущей ситуации рассматривается в качестве поддержки финансового положения белорусских нефтеперерабатывающих заводов.

К слову, в России для компенсации негативного влияния налогового маневра на нефтепереработку предусмотрены серьезные адресные льготы для нефтеперерабатывающих заводов, в том числе в форме отрицательных (обратных) акцизов на нефть и дополнительных демпфирующих акцизов к ним. Так, в случае демпфирующих акцизов при росте мировых цен на нефть и нефтепродукты российский бюджет будет компенсировать НПЗ 50% разницы (в 2019 г – 60%) между экспортной ценой и условной расчетной внутренней ценой.

В данном случае такой подход позволит избежать резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке России и обеспечить рентабельность российских нефтеперерабатывающих заводов на текущем уровне.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 4.3