Отдых по-белорусски: 10 дней в Арабских Эмиратах в рассрочку на 10 лет

Законсервировавшись в общих чертах лет десять назад, белорусский туризм имеет определенную событийную амплитуду, всплески которой ежегодно приходятся на весну и лето. Какими явлениями отметился уходящий активный сезон? Комментирует редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК.

Общие черты белорусского туризма сложились в конце 1990-х, и с тех пор, в общем-то, ничего не изменилось. Наш туризм – это небольшие туркомпании с маленькими оборотами и отсутствием собственности – капитализации этого бизнеса так и не произошло. Наш туризм – это огромное количество соотечественников, нормально желающих хотя бы раз в год отдыхать, предпочтительнее – за границей, но можно и на родине. Наш туризм – это все та же невнятная политика государства, использующая странный регламентирующий диапазон: от концептуальных высказываний высокопоставленных чиновников о вредности выездного туризма, ослабляющего денежные активы страны, -- до легких малоэффективных преференций частникам, желающим что-либо построить в Беларуси из области туристической инфраструктуры. Наконец, наш туризм – это крохотный въездной поток зарубежных туристов, которых по все еще не изученным нами причинам заносит в «эту странную Беларусь».

Шенген-занавес: стали доступнее Вена, Рим и Париж

Главной тревогой белорусских путешественников, безусловно, стало введение ближайшими европейскими соседями шенгенских виз. Консульский сбор для желающих побывать на экскурсиях в Польше и Чехии или на Балтийском побережье Литвы и Латвии сразу вырос до 60 евро. Кроме того, усложнилась и процедура оформления визы. Но, как говорится, нет худа без добра.

Присоединение восточно-европейского демократического сообщества к западно-европейскому в формате шенгена позволило белорусским туристическим компаниям, занимающимся автобусными экскурсионными турами, по новому взглянуть на карту Европы и сформировать новые интересные маршруты без оформления дополнительных транзитных виз. Как это ни парадоксально, но Вена, Рим и Париж стали доступнее вследствие того, что Варшава, Вильнюс и Рига отгородились от нас надежным шенген-занавесом. Теперь с шенген-визой, открытой, например, в польском посольстве, можно смело путешествовать по всей Европе! Ну, не чудо ли? А главным чудом, мечтой, предметом вожделения и статусной вещью любого нормального белорусского гражданина стала многократная шенген-виза, открытая на год или хотя бы на полгода и дающая право беспрепятственно и нужное количество раз въезжать на территорию Европы, не заморачиваясь при этом на длительной и унизительной процедуре сбора документов для визы.

Кстати, вслед за вышеупомянутыми странами, до 60 евро размер консульского сбора увеличила этим летом Болгария, пока еще не присоединившаяся к шенген-сообществу. Как и следовало ожидать, это плохо повлияло на белорусский въездной поток в эту черноморскую страну. Под конец лета, в самые пиковые даты, болгарские турпакеты уходили за бесценок, практически по цене авиабилета. И это при том, что весь сезон Болгария держала цены на уровне турецких.

Но чтобы попасть на средиземноморские курорты Турции, достаточно 20-долларовой марочки, приклеенной по прибытии в аэропорту, а за право купить путевку на черноморское побережье Болгарии приходилось платить 60 евро (не считая оплаты услуг фирмы по оформлению визы). Надо ли после этого удивляться, что хитом этого лета, впрочем, как и всех предыдущих, являлся именно отдых в Турции!

И дело тут, конечно, не только в отсутствии виз. Это направление явно родилось под счастливой звездой. Турция по-прежнему продолжает набирать обороты, каждый сезон «выбрасывая» на рынок что-то новенькое – то десятки новых «пятизвездников» на всех побережьях, то пятерку фантастически роскошных luxury-отелей в одной только Анталье. В то же время Турция продолжает упрочивать славу единственного туристического направления, идеально сочетающего два понятия – цена и качество. Во всяком случае, среди белорусских туристов это направление считается и в меру тусовочным, и в меру гламурным, и в меру демократичным, и в меру лояльным к русскоязычной публике. Последнее обстоятельство для нас тоже немаловажно, поскольку, как бы ни «разъездились» в последние 20 лет граждане стран СНГ, на «настоящих» западных курортах мы еще долго будем оставаться представителями «третьего мира».

Въездной туризм: дефицит мотиваций

Возвращаясь к теме виз, отметим любопытный факт. В ответ на повышение стоимости виз для наших граждан до 60 евро, мы, тем не менее, не стали чехом вводить принцип

паритета и на некоторое время для граждан свежеприсоединившихся стран благородно оставили консульский сбор в размере 30 евро. Любопытным в этой ситуации является то обстоятельство, что нашему въездному туризму это никак не помогло. Наоборот. Самым значительным уменьшением въездных потоков огорчили за первое полугодие белорусскую статистику как раз восточно-европейские страны, наши ближайшие соседи, с которыми у нас исторически существуют кровные связи и с которыми на протяжении веков мы жили в одном государстве: Польша и Литва. Въездной поток из этих стран в Беларусь в прошедшем активном сезоне скукожился до нескольких тысяч человек, в то время как еще года 3-4 назад это были хотя бы десятки тысяч путешественников. Они платили за гостиницу, за развлечения, ездили на экскурсии, посещали могилы предков. Сейчас все это практически сошло на нет. Причины? Кроме сугубо политических, видимо, у них просто нет мотивации.

Для российских туристов такой мотивацией все чаще становятся белорусские санатории, выступающие в данном случае в роли своеобразных турецких здравниц: цена и качество пропорционально уменьшены, но представляют собой тоже некое неплохое сочетание именно для российской публики, чувствующей себя в Беларуси как нигде психологически комфортно, что немаловажно для туристов.

Но, в отличие от российских потребителей нашего турпродукта, неизменно удивляющихся чистоте наших городов, но равнодушно взирающих на бедственное положение белорусского архитектурного наследия, одной из мотиваций для путешествующих поляков или литовцев как раз могли бы стать наши отреставрированные архитектурные памятники.

Увы, минувшим летом в гроб этой мотивации, кажется, заколотили последний гвоздь. В середине 2007 года белорусские реставраторы полностью разнесли Несвижский дворец Радзивиллов – самую драгоценную архитектурную жемчужину, которой владела Беларусь. Можно сказать – порвали, как тузик грелку. Посмотрим, что слепят из уцелевших лоскутков, но победа явно останется за авторами «реконструкции»: дух прошлого, связанный с магнатами-конкурентами, полностью изгнан из замка. В последнее время стали даже появляться слухи об исключении дворцового комплекса из списка ЮНЕСКО, где Беларусь и так представлена всего несколькими объектами. И этот факт, конечно, вряд ли поспособствует продвижению Беларуси как страны благоприятной для туризма.

Одной из мотиваций въездного потока для таких стран, как наша, не обладающих ни морем, ни стабильной погодой, ни значительным историческим наследием, в мире все чаще становится деловой туризм. Но мы, к сожалению, не располагаем необходимой инфраструктурой, в первую очередь, гостиничной. И пока президент будет принимать «под ключ» каждый новый отель (как это мы наблюдали нынешним летом, когда открылся второй минский «пятизвездник» Krownе Plaza), а инвесторы, согнувшись в низком поклоне, будут держать ответ за потраченные собственные миллионы, вряд ли стилистически мы будем готовы вписаться в мировой контекст этого сегмента туризма. Тем более, надо учитывать, что вокруг находятся страны, далеко шагнувшие вперед в плане привлечения деловых путешественников и, судя по всему, вовсе не собирающиеся деградировать.

Внутренний туризм: отдых в кредит

Что касается сугубо внутренних наших дел, связанных с туризмом, то, пожалуй, приметой этого лета стал отдых в кредит. Рекламные предложения банков и турфирм завлекали потребителя выгодными условиями и приятными процентами. Неизвестно, сколько наших соотечественников воспользовались данной услугой (банки не склонны разглашать эту информацию), но, очевидно, распространение такого вида кредитования говорит о том, что летний отдых – это необходимое, но дорогостоящее удовольствие для белоруса – как машина, квартира или новая мебель.

Кстати, довольно любопытным нюансом стало появление нынешним летом специальных кредитов на отдых в деревне. Госбанки, очевидно, выполняя госзаказ, вообще стали демонстрировать всяческую поддержку развитию внутренних туристических резервов, в частности агротуризма. Впрочем, это не спасало нас этим летом, как и в предыдущие сезоны: отдохнуть на родине все равно было негде. Все хорошие санатории выкупили россияне. В курортных зонах (Нарочь, Браславы) более-менее достаточным количеством приличных гостиниц с необходимой, учитывая нашу неустойчивую погоду, инфраструктурой, мы так и не обзавелись. Рынок же агротуризма показал, что находится на самой начальной, вероятно, первобытной стадии развития. Несмотря на все кредиты, цивилизованные туристические отношения там еще не действуют. Этим летом снять усадьбу – было то же самое, что отправиться на охоту за мамонтом: дело частенько заканчивалось если не кровью, то гиканьем и улюлюканьем. Договорная система в области агротуризма пока, увы, не действует, усадьбы не склонны делиться с турфирмами прибылью, устные же договоренности с клиентами рассыпались в прах под напором более выгодных предложений, сыплющихся на хозяев хороших усадеб в последний момент.

Выездной туризм: слишком дорого!

Ну, а выездной белорусский туристический поток этим летом довольно предсказуемо распределился по чартерным цепочкам, предложенным туристическими компаниями. Несмотря на все потребительские тяготы, туристов, в общем, хватило и вышеупомянутой Турции с Тунисом, и Черногории с Хорватией, и Испании с Италией, и Греции с новинкой сезона островом Крит, да и чартеры на Болгарию, благодаря ценовым ухищрениям туркомпаний, тоже не пустовали.

Приятной непредсказуемостью сезона стало открытие под занавес лета регулярного авиасообщения с Абу-Даби. Отдых в шикарных Арабских Эмиратах с прямым перелетом из Минска стал возможен, конечно, не в последнюю очередь благодаря усилиям государства, которому, как известно, близок восточный вектор развития внешних связей. Теперь, возможно, следует ожидать появления нового банковского кредита – на отдых в Арабских Эмиратах. «10 дней в ОАЭ в рассрочку на 10 лет». Так это, по идее, должно выглядеть. Иначе, боюсь, роскошных эмиратских пляжей обычному белорусу не видать. Слишком дорого!

  • Оцени статью: