Как умнеют автомагистрали

Вслед за зубными щетками и домами.

Основная идея «умных» автодорог состоит в том, что такие дороги снабжены многочисленными сенсорами, камерами и другими системами, позволяющими отслеживать и регулировать дорожную ситуацию и передавать информацию «умным» автомобилям. Для того чтобы автомобили могли передвигаться без водителя, нужна «оцифровка» дорог, хотя пока речь идет скорее о дорогах, на которых такие автомобили можно тестировать, а не полноценно использовать.

Чтобы беспилотные автомобили смогли ездить по дорогам, эти дороги тоже должны стать цифровыми. На них должны появиться умные камеры и сенсоры, системы автоматического управления светофорами и другими дорожными световыми сигналами в зависимости от загруженности дороги, системы, анализирующие ситуацию на дороге и сообщающие о ДТП. Наконец, дороги должны уметь без помощи людей общаться с автомобилем, передавая все необходимые данные. Беспилотным автомобилям нужна информация об условиях езды в конкретной местности, например об ограничениях скорости, пешеходных переходах, зонах рядом со школами, дорожных знаках, наличии парковок и количестве свободных парковочных мест.

В некоторых странах уже применяются системы, автоматически регулирующие дорожный поток: они устанавливают разные скоростные режимы в зависимости от ситуации на дороге, меняют направление движения на разных полосах и закрывают движение в случае аварий. Подобные системы, регулирующие движение, довольно широко применяются в Великобритании, а для водителей выпускаются памятки о том, как такими дорогами пользоваться. Также в мире уже есть несколько дорог, одновременно являющихся и солнечными батареями. Пока они еще слишком дороги, но в потенциале должны будут обеспечивать электроэнергией светофоры и даже заряжать едущие по ним электромобили. Так, китайская компания Qilu Transportation строит такую дорогу в районе китайского города Цзинань, участок дороги уже построен. Километровый тестовый участок дороги с солнечными батареями есть и в Нормандии.

На этой неделе было объявлено, что Региональная комиссия по транспорту Южной Невады первой в мире завершила «оцифровку» двух районов Лас-Вегаса для использования и тестирования беспилотных автомобилей. Невада и в частности окрестности Лас-Вегаса уже не первый год являются полигоном для испытания беспилотных автомобилей — здесь испытывали свои беспилотные транспортные средства Ford, Uber, Volvo, Waymo, «Яндекс».

Пока что речь идет скорее о наиболее удобных местах для тестирования беспилотных автомобилей в реальных дорожных условиях, а не о полноценном их движении, тем не менее такие системы активно развиваются. Так, например, в Германии уже приспособили некоторые участки автомагистрали A9, соединяющей Берлин и Мюнхен, для такого тестирования — проект «Цифровая испытательная дорога» предусматривает оснащение нескольких участков в Баварии специальными сенсорами и установление автоматического обмена сообщениями между дорожной инфраструктурой и автомобилями. В апреле 2018 года несколько стран ЕС договорились о создании трансграничных коридоров, оснащенных 5G-сетями, в которых можно будет тестировать беспилотные авомобили,— в их числе коридоры между норвежским Тромсё и финским Оулу, а также между Роттердамом, Антверпеном и Эйдховеном в Голландии.

  • Оцени статью: