Зачем активистки собирают у супермаркетов «некрасивую» еду и раздают ее нуждающимся

И как это помогает обществу и окружающей среде.

По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, магазины выбрасывают в год до 50 тысяч тонн продуктов с истекшим сроком годности. Магазины, по закону, ответственны за утилизацию своих пищевых отходов и выполняют эти нормы, однако часть продуктов все же идет на полигоны (если не найдется переработчик). Правда в том, что ни с точки зрения влияния на окружающую среду, ни с экономической, ни с социальной утилизация и захоронение пищевых отходов не оптимальны. Для пригодных продуктов есть другой выход – продовольственные банки.

Это – организации, которые собирают в магазинах и у производителей пригодные для употребления продукты, то есть продукты, что не успели продать или те, что имеют нетоварный вид, и отдают их нуждающимся. В европейских странах действуют сотни таких организаций, которые дают еде второй шанс и снабжают небогатых людей продуктами первой необходимости.

На старт, внимание… «Pishcha»!

В конкурсе социальных проектов − хакатон «Social Weekend» – в этом году победила инициатива по созданию системы бесплатного перераспределения отбраковываемых продуктов среди социально-уязвимых групп «Pishcha». Во главе команды активных молодых людей – энтузиастка Елена Пищук. Команда есть, победа в кармане – значит, совсем скоро в Беларуси может появиться свой проект по сбору ещё годных продуктов у магазинов. Активисты и активистки займутся перераспределением еды среди нуждающихся.

Команда уже попробовала собрать и раздать людям первую партию продуктов.

− Я нашла личный контакт человека из одной минской сети гипермаркетов, для которой ответственное потребление тоже оказалось важной задачей. Эта сеть согласилась попробовать с нами сделать пилотную версию проекта, и мы стартанули благодаря поддержке Центра экологических решений и благотворительному проекту «KaliLaska», в котором уже есть налаженная инфраструктура, − вспоминает Елена Пищук начало работы.

Эксперимент прошел удачно и обнадёжил его инициаторок. Тем не менее, пока представители многих магазинов не до конца понимают, как и для чего можно сотрудничать с подобной социальной кампанией. Им еще предстоит показать, почему это выгоднее, чем «некрасивые» или непроданные продукты.

Проект «Pishcha» сейчас проходит различные согласования и ищет потенциальных партнёров. Юристы заверяют: законодательных запретов на создание продовольственного банка в Беларуси нет. Значит, можно налаживать связи с магазинами, и открытие пищевого банка – лишь вопрос времени, убеждена Елена Пищук.

Наталья Блыщик (слева) и Елена Пищук (справа) с первыми пожертвованными продуктами из торговой сети. Фото из архива проекта

Первая партия продуктов уже была роздана. Фото из архива проекта

− Это новая для нашей страны идея. Как и все новое и непонятное, она воспринимается сначала с недоверием, потом проходит стадия знакомства, разбирательства, только после – принятия. Мы пониманием, что магазины нам ничего не должны, но, если их правильно познакомить с проектом, скорее всего, они будут рады сотрудничать, − рассказывает сотрудница программы по отходам и химической безопасности Центра экологических решений Наталья Блыщик.

В отечественных магазинах продукты не накапливаются в таких количествах, как в европейских странах. Торговые точки стараются продавать продукцию до последнего, организовывая различные акции, а непригодные для продажи продукты – возвращать поставщикам на утилизацию.

− В связи с экономической ситуацией магазинам бывает тяжело признаться, что они выбрасывают то, что могло быть съедено или использовано. Поэтому нам еще предстоит понять, где находится продукт, который уже не будет продан, установить момент, когда можем предотвратить его выбрасывание. Поэтому мы с Еленой будем разрабатывать белорусскую модель пищевого банка. Для начала это может быть адресная помощь людям. Когда продуктов будет больше, надо будет организовать их сортировку, тогда будем раздавать через социальные учреждения, − рассказывает экспертка Центра экологических решений.

Из отходов – в нужные руки

В далеком 1993-м жительница Берлина Сабина Верт тоже не захотела мириться с тем, что магазины выбрасывают тонны «некрасивых» и не совсем свежих продуктов, а среди местных жителей есть те, кто не может себе позволить больших, но важных для жизни покупок. Выход она увидела в том, чтобы собирать в торговых точках то, что еще съедобно, но уже не будет продано, и отдавать нуждающимся.

Мы буквально начинали с одного ящика продуктов, − вспоминает основательница и председательница правления сети немецких продовольственных банков «Berliner Tafel e.V.» Сабина Рейт.

Компания «Мерседес» предоставила автомобили берлинскому пищевому банку за половину стоимости. Фото из архива проекта

Склад Берлинского пищевого банка. Фото из архива проекта

Рассортированные овощи на складе Берлинского пищевого банка. Фото из архива проекта

Сначала она вместе с волонтерами передавали собранные продукты нескольким социальным структурам. Позже – открыли продовольственные банки, куда за продуктами мог прийти любой нуждающийся. А сегодня «Tafel» объединяет больше 900 точек по всей Германии.

В Берлине каждую неделю они собирают продукты в 600 торговых местах, в месяц получается около одной тысячи тонн продуктов, из которых 660 тонн раздают людям. Остальные – испорченные – передают на компостирование. Только в столице Германии организация предотвращает образование около 12 тысяч тонн пищевых отходов в год, которые бы отправились на свалку или на мусоросжигательный завод.

В таком виде овощи из магазинов Германии поступают на склад. Фото из архива проекта

В сортировке продуктов принимают участие волонтеры. Фото из архива проекта

В процессе сортировки овощей и фруктов лишнюю упаковку удаляют. Фото из архива проекта

Рассортированные овощи и фрукты на складе берлинского пищевого банка. Фото из архива проекта

Одно решение нескольких проблем

Продовольственные банки способны обеспечить бесплатными или доступными по цене продуктами сотни людей. И именно эта цель чаще всего становится главной причиной их создания.

Некоторые исследования показывают, что из-за пищевых отходов экономика Европы ежегодно теряет около 143 миллиарда евро. В Беларуси цифры будут другими. Однако уже сейчас предприятие должно платить за захоронение просроченных продуктов около 50 рублей за тонну, к этому прибавляются накладные расходы. С появлением предприятий по переработке продуктов питания (то есть таких, что компостируют, производят биогаз) захоронение постепенно запрещается, а стоимость переработки возрастает в разы. Пищевые банки, как минимум, снизили бы затраты магазинов на утилизацию непригодной к продаже продукции, а социальным службам и общественным организациям помогали бы поддерживать людей продуктами.

Такие проекты очень важны и для окружающей среды – их работа позволяет сократить объем попадающих на свалки пищевых отходов. В разных странах мира 20–40 процентов овощей и фруктов выбрасываются, минуя полки магазинов и рынков, только потому, что проигрывают по внешнему виду. По некоторым данным, на выращивание одного килограмма простого картофеля уходит около 300 литров воды, на производство пачки чипсов – от трех до пяти тысяч литров воды! Мясо обходится еще дороже: на один килограмм свинины уходит до 20 тысяч литров воды, на килограмм свинины – шесть тысяч литров (для сравнения это 188 непринятых душей!). Кроме воды, всегда нужны и другие ресурсы: много корма, работа людей, гектары засеянной для корма земли.

Стоит ли после этого выбрасывать каждый пятый или пусть даже каждый десятый килограмм продукта? Тем более что на его утилизацию тоже потратят ресурсы, а оказавшиеся на свалке продукты вырабатывают большое количество метана, увеличивая выбрасываемые парниковые газы.

Почему немцы ходят за продуктами со своими банками и тряпичными сумками?

У «Завтра твоей страны» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 14
  • Балл: 5