Почему немцы ходят за продуктами со своими банками и тряпичными сумками?

И можно ли в Беларуси открыть магазин без упаковки?

Молодой папа с двумя детьми идет вдоль полок со списком покупок в руках, женщина в деловом костюме выбирает что-то в холодильнике, еще одна − приехавшая на велосипеде – взвешивает крупы. И все они пришли за покупками со своей тарой – банками и бутылками, сумками из ткани и сетками. Ведь это один из двух открытых в Берлине магазинов без упаковки.

Фото: zautra.by

Сто тысяч евро инвестиций в отказ от упаковки

Магазины без одноразовой упаковки в последнее десятилетие становятся все более популярными – по разным данным, в мире их работает около трех сотен. Для огромного рынка потребления цифра незначительная, но очень важная для людей, которые хотят свести к минимуму количества образуемого ими мусора или придерживаются принципа zero waste (ноль отходов). Для них отказ от упаковки принципиален, ведь она, как правило, сразу после покупки отправляется в мусорное ведро.

История немецких магазинов без упаковки началась с Милены Глимбовски. В 2012 году активистка решила открыть первый в Германии магазин, который бы продавал продукты без одноразовой упаковки. Банки отказались выдавать кредит будущей основательнице сети эко-магазинов. И она представила свой бизнес-проект на краудфандинговой площадке. Чтобы открыть магазин, предстояло за месяц собрать 20 тысяч евро. К удивлению Милены нужная сумма была собрана всего за сутки. А через месяц на счету активистки было около 100 тысяч евро. За эти деньги инициатор идеи вместе с партнерами в 2014 году запустила в Германии сеть Original Unverpackt, которая сегодня объединяет 80 магазинов без упаковки, продающих экологические и органические товары.

Фото: zautra.by

Купить в таких магазинах можно не только продукты, но и практически все необходимое в обиходе. Шампунь и мыло на разлив и зубную пасту в таблетках, многоразовые стеклянные трубочки для напитков и стаканчики для кофе, сделанные из кофейной гущи, средство для мытья посуды и деревянную щетку.

Фото: zautra.by

— Такие магазины позволяют людям покупать то, что им необходимо, но не приносить домой вместе с покупками много лишнего мусора, — рассказывает руководитель берлинского филиала сети Original Unverpackt Лина Шульц.

То, что люди поддержали идею магазина без упаковки своими деньгами, подтверждает: они созрели для отказа, полностью или частично, от лишнего мусора, добавляет она.

Лина Шульц. Фото: zautra.by

Эко-активисты меняют сознание производителей

Приверженцы магазинов без упаковки признаются – это не мода и не только личная ответственность, подобные торговые точки меняют сознание покупателей, производителей и поставщиков.

— Если от поставок в упаковке отказывается целая сеть магазинов, то поставщики начинают придумывать масштабные изменения в своей работе. И в какой-то момент они тоже понимают, что уменьшить количество пакетов и коробок не так сложно. Еще совсем недавно даже большие канистры, которые можно было использовать несколько раз, после их опустошения просто выбрасывали. Сейчас поставщики уже соглашаются, что их можно перезаполнять, — объясняет Лина Шульц.

Фото: zautra.by

Берлинский магазин Original Unverpackt сейчас работает с производителями, которые готовы поставлять продукцию в многоразовых упаковках. Например, жидкие средства для гигиены и домашней уборки приходят в многолитровых контейнерах, которые после опустошения очищают и снова заполняют продукцией. Некоторые продукты приходят в 25-киллограммовых мешках из бумаги или специальной ткани. А тот небольшой объем упаковки, который все же попадает в магазин, продавцы используют для доставки товаров на дом.

«Мы едим то, что другие бросают в компост». Как живет без отходов целая семья

— На свалку из нашего магазина не попадает ничего, — констатирует Лина Шульц.

Идея повторного использования тары опередила закон, предусматривающий сокращение упаковки на стадии производства, который будет работать в Германии с 2019 года. Эко-активисты уверены, что этот шаг мотивирует всех производителей сократить количество упаковки, в особенности одноразовой.

Дороже для кармана, но дешевле для природы

Стоят товары в магазинах без упаковки немного дороже, чем в обычных. Это неизбежно, признает представитель сети Original Unverpackt, потому что производители экологичных продуктов прикладывают больше усилий, не используют химию и добавки, упрощающие многие процессы производства и увеличивающие сроки годности. Тем не менее каждый день в магазине отоваривается не меньше 200 человек.

Фото: zautra.by

— Мы стараемся быть максимально информативными. На каждом контейнере есть табличка со всеми данными – сроке годности и производства, компании-производителя, ингредиентов, — подчеркивает Лина Шульц.

И добавляет, что многие продукты, которые есть в магазине, в течение 3-4 дней могут прийти в негодность, поэтому продавцы максимально внимательны к срокам годности и условиям хранения. Магазин закупает ровно столько товаров, сколько сможет продать в назначенный срок. Так у них не остается просроченных продуктов, которые бы приходилось выбрасывать, а покупатели всегда получают максимально свежий товар.

Фото: zautra.by

Закон не запрещает открывать магазины без упаковки в Беларуси

В Беларуси есть ниша и законодательные возможности для магазина «zero waste», убеждена руководительница программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова. В Беларуси есть список продуктов, которые можно разливать и расфасовывать в свою тару. И нет прямого законодательного запрета на продажу продукции в упаковку покупателя. Есть только трудности с интерпретацией законодательных норм – когда магазины их воспринимают так, как удобно им. Соответственно, записывают какие-то ограничения в свои внутренние правила, чтобы избежать споров.

— Крупы, приправы и многие другие продукты вполне реалистично продавать с таким подходом уже сейчас. Даже в обычных магазинах в Беларуси уже есть возможность купить макароны или крупы на развес. Я, например, спокойно прихожу на Комаровский рынок и покупаю продукты в свою тару. Возможно, у потенциальных магазинов без упаковки могут возникнуть проблемы со скоропортящимися продуктами — типа молока, — объясняет эксперт.

Сложней было бы работать с отечественными производителями продуктов, которые по привычке сортируют их в несколько слоев упаковки из разных материалов.

— Тем не менее есть возможность многие крупы и макароны упаковывать в бумажные пакеты. Что касается средств для гигиены, в Беларуси уже есть прецедент − вендинговые автоматы, разливающие средства для мытья посуды и стирки одежды. То есть, как минимум запрета на такую реализацию нет, — говорит Дарья Чумакова.

Чего в Беларуси не хватает, так это понимания того, как и для чего работают подобные торговые точки. Распространенность идеи уменьшения отходов, в том числе упаковки, влияет на успешность проектов zero waste и магазинов, помогающих людям снизить количество мусора.

После обеда или ужина у многих семей отходов остается больше, чем грязной посуды. Это пластиковые упаковки и пакеты от мяса, овощей и сладкого, банки с соусами или закатками, чайные пакетики. Один житель Минска, к примеру, в среднем оставляет после себя 500 тысяч килограммов отходов. Только 15% из них идут на переработку, остальные – на свалку. Огромная часть образующегося мусора – это упаковка. Она бывает в руках потребителя несколько минут и только для того, чтобы избавить от нее основную купленную вещь или продукт. Перейти с пластика, в первую очередь не перерабатываемого, на более экологичные виды упаковки не так сложно. Это подтверждает тенденция различных иностранных, а также случаи отечественных компаний. Зато этот шаг вместе с распространением магазинов, вовсе продающих товары без упаковки, позволит значительно снизить пластиковые отходы на свалках.

8 проектов, которые производят вещи из переработанного мусора

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 37
  • Балл: 4.7