Власти хотят усилить контроль за уклонистами от распределения и перенять опыт немцев в подготовке кадров

Минобразования предлагает «принять исчерпывающие меры по взысканию средств, затраченных на обучение».

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Кроме того, власти задумались о том, чтобы перенять опыт немцев в подготовке кадров. Соответствующие предложения содержатся в письме, которое Минобр направил в том числе в облисполкомы, Мингорисполком, НАН, в ассоциацию нанимателей.

Письмо также направили в республиканский совет ректоров учреждений высшего образования, в республиканский совет директоров учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.

Минобразования: «Принять исчерпывающие меры по взысканию средств»

В тексте письма Минобразования, которое подписано первым заместителем министра образования Ириной Старовойтовой, говорится о поручении Совмина от 4 октября 2018 года № 05/209−440/11284р. В документе отмечается, что «наличие достаточно большого числа выпускников учреждений образования, распределенных (направленных на работу) и не приступивших к работе в соответствии с законодательством, свидетельствует о недостаточной работе учреждений образования с самими выпускниками и заказчиками кадров, а также о невыполнении в полном объеме заказа на подготовку кадров».

Минобразования просит «детально разобраться по каждому факту неприбытия выпускника к месту работы, принять исчерпывающие меры по взысканию средств, затраченных на его обучение, при отсутствии объективных причин, установленных законодательством».

Кроме того, ведомство просит «выработать действенные меры по исключению в дальнейшем фактов необоснованного неприбытия к месту работы распределенных (направленных на работу) выпускников». Сделать это нужно совместно с заказчиками кадров, советом ректоров (директоров). Предложения нужно выработать и направить до 15 ноября.

«Все обучение оплачивается предприятием»

Кроме того, власти задумались о том, чтобы перенять у немцев опыт подготовки кадров. «Согласно поручению Совета министров Республики Беларусь от 10 октября 2018 г. № 05/209−451/11589р, профессиональное образование необходимо качественно обновлять и совершенствовать, опираясь на запросы времени, — говорится в тексте письма Минобра. — Предприятия и организации должны быть максимально задействованы в подготовке кадров».

Для выполнения этого поручения правительства ведомство просит до 15 ноября изучить опыт Германии и «проработать возможность внедрения в нашей стране дуальной системы подготовки кадров, указать организации, заинтересованные во внедрении дуального образования».

В Минобразования поясняют, что «дуальное образование — это вид обучения, при котором студенты (учащиеся) приобретают теоретические знания в университете (колледже, профессиональном лицее), а практические — на рабочем месте на предприятии».

«Все обучение, включая теоретическую часть, оплачивается предприятием. Дуальные студенты (учащиеся) получают зарплату с первого рабочего дня, причем как во время практики, так и во время теоретического обучения, — перечисляют плюсы дуального образования в Минобразования. — Заявки на дуальные программы подаются абитуриентами на предприятия и фирмы, как правило, за год до окончания школы. После получения места и подписания договора подаются документы на выбранную специальность в университете (колледже, профессиональном лицее)».

По данным Минобразования, всего в Германии существует около 1500 дуальных программ высшего образования, что «соответствует примерно 4% всех специальностей в стране». «В общей сложности как минимум 12 месяцев приходятся на практику на предприятии, в некоторых случаях практическая часть составляет 18 месяцев и больше, — отмечают в ведомстве. — Время практики распределяется по договоренности между университетом (колледжем, профессиональным лицеем) и заказчиками подготовки специалистов. В целом обучение длится 4−5 лет».

Минобразования просит предоставить другие предложения по качественному обновлению и совершенствованию профессионального образования до 15 ноября. «Кроме того, просим предоставить предложения по механизмам привлечения организаций-заказчиков кадров, независимо от формы собственности, к участию в софинансировании подготовки кадров, а также механизмам стимулирования организаций на инвестирование средств в подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов, рабочих, служащих, укрепление материально-технической базы учреждений образования», — резюмируют в ведомстве.

  • Оцени идею: