Как сделать, чтобы дорога на работу отнимала меньше времени

Сегодня на общественном транспорте можно добраться почти в любую точку Минска. Однако с каждым годом это занимает все больше и больше времени. Если не принять срочные меры, скоро весь город встанет в пробках.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.by

Единой транспортной политики нет

Минский общественный транспорт имеет достаточно широкую маршрутную сеть, но это, пожалуй, единственный его плюс. Время ожидания на остановках и длительность проезда в разы больше, чем в европейских странах, а поездка с пересадками в часы пик и вовсе может занять несколько часов. По мнению экспертов, это происходит из-за того, что в Минске нет единой транспортной политики.

— Формально организацией работы городского транспорта занимается Мингорисполком. Однако он делегирует свои полномочия другим организациям. Причем разным, — рассказал на «Минском урбанистическом форуме» эксперт РОО «Белорусский союз транспортников» Кирилл Синютич.

Так, развитием автомобильного транспорта занимается ГАИ, общественного – госпредприятие Минсктранс и еще несколько десятков частных перевозчиков, электрички находятся в прямом подчинении Министерства транспорта, за работу метро ответственен Минский метрополитен.

—Сегодня нет никакой координации между этими ведомствами. Решение о строительстве, например, транспортной развязки принимается только на основании того, кто первый пришел к мэру, — отметил один из руководителей «Минского велосипедного общества» Евгений Хоружий.

В силу разных причин с предложениями в горисполком чаще всего обращается Госавтоинспекция, поэтому в Минске имеет место сильный перекос в сторону развития автомобильного транспорта. Улицы в первую очередь рассматриваются как транспортная инфраструктура, ради расширения дорог урезаются пешеходные и зеленые зоны.

— Сегодня городские власти стремятся увеличить пропускную способность для машин, а нужно ориентироваться на то, чтобы пропускать больше людей. По статистике, один автомобиль в среднем перевозит 1,3 человека, а автобус – 80, — сообщил Кирилл Синютич.

В результате автомобили, с учетом парковок и стоянок, занимают почти 20% площади города в целом.

Развитием же общественного транспорта городские власти сегодня практически не занимаются.

— Единственное требование, которое предъявляется к общественному транспорту — он должен прибыть на линию. Как долго вы будете на нем ехать, сидя вы будете это делать или стоя, холодно там будет или тепло, сколько будете ждать, если едете с пересадкой — такие вопросы сейчас не ставятся, — рассказал представитель «Белорусского союза транспортников».

Сколько белорусы возмещают за проезд в общественном транспорте, а сколько доплачивает государство

Чтобы изменить такое положение вещей, необходимо создать единый транспортный департамент, отвечающий за координацию всего столичного транспорта. И он должен быть независимым.

По словам экспертов, если новый оператор будет существовать за счет поборов с транспортных организаций, то он не станет защищать интересы пассажиров и в любой конфликтной ситуации примет сторону перевозчиков.

Работа с общественным мнением

Еще одним важным аспектом, по мнению специалистов, является работа с общественным мнением.

Сейчас большинство минчан отдают предпочтение машинам, и даже если структура принятия решений поменяется, а настроения в обществе нет, то принципиально ничего не изменится.

— Нужна реклама, в которой показывается, сколько велосипедов помещается в каркас автомобиля, или приводится статистика, сколько времени тратится на поиск парковки, пробки и техосмотр. Социальная реклама имеет очень большое влияние, — уверен редактор «Минского урбанистического журнала» Андрей Возьянов.

Йонас Элиассон: «Бесплатный транспорт? Нет смысла. Налог на пробки? Есть»

Также необходимо усилить контроль за соблюдением ряда правил дорожного движения, на нарушение которых ГАИ все чаще закрывает глаза. По словам экспертов, выделенные для маршрутного транспорта полосы дороги уже практически не работают — легковые автомобили безнаказанно занимают эти полосы, что сильно замедляет скорость движения общественного транспорта. Практически исчезли штрафы за неправильную парковку.

— Произошла легализация права неисполнения закона. Если 10 лет назад реакция на парковку в зеленой зоне была «да, я нарушил», то сейчас полное непонимание «ведь все так делают». И Мингорисполком на одну из петиций нам открытым текстом ответил, что не собирается ужесточать контроль за парковкой, т.к. боится социального напряжения, к которому могут привести штрафы, — рассказывает блогер Антон Мотолько.

Однако чем дольше это будет продолжаться, тем труднее будет вернуться в правовое поле и через какое-то время это приведет к намного большему социальному напряжению и конфликтам. Если ситуацию не начать исправлять уже сегодня, в скором будущем весь город встанет в пробках, как это происходит сейчас с Москвой.

Как IT-революция упрощает жизнь пассажирам

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 8
  • Балл: 5