Как журналисты возвращали украденный Днепр и раскрывали коррупцию среди парковщиков

Поводом для этих и десятков других журналистских исследований сайта «Тексты» стали… цифры. Скучные, однообразные, но, как оказалось, о многом говорящие.

«Копаться в цифрах» киевским журналистам не привыкать, но строить исключительно на их основе материалы – новый тренд. По крайней мере, в Украине. На Западе это явление существует давно и даже имеет конкретное определение data journalism, что в переводе означает «журналистика данных».

Небольшая киевская редакция «Тексты» создает контент, опираясь на цифры, сводки и прочую справочную информацию. Сырая статистика в руках «ленивцев» (так в шутку называют себя журналисты) превращается в понятную и часто эксклюзивную информацию.

Летучка в редакции сайта «Текстов». Фото: из архива редакции

В отличие от коллег-новостников, журналистам «Текстов» не нужно ходить на брифинги и пресс-конференции. Чтобы найти что-то значимое среди информационного шума, порой достаточно открыть сайт госзакупок, покопаться в тендерах и увидеть историю. Например, о закупке школьных автобусов херсонского завода, которые по сути уже находились в залоге у банка. Так стало известно о нечистоплотности должностных лиц Минобразования Украины. Кстати, это те самые автобусы, на качестве которых экономили, один из них потом загорелся с детьми в салоне.

– На самом деле, государственные реестры и порталы, многие из которых стали открытыми благодаря активистам, – наиболее простой и легкий способ получить информацию, – вводит в курс дела аналитик «Текстов» Александр Оксимец. – Однако там не всегда есть интересные истории. Чтобы добыть хороший набор данных от государственных структур, задействуем личные контакты, долго ведем переговоры. Иногда приходится писать официальные обращения в несколько районных подразделений одного учреждения, чтобы получить полную картину.

Аналитик киевского сайта «Тексты» Александр Оксимец. Фото: из личного архива героя

В идеале базы данных государственных органов должны находиться в открытом доступе, чтобы рядовые граждане и журналисты могли, к примеру, свободно получать информацию о качестве воздуха и воды, пользоваться единым реестром предпринимателей или знакомиться с содержанием бюджета на следующий год.

Но бывают ситуации, когда данных о нужной проблеме не существует в принципе. Тогда журналисты садятся, нет, не на коня, а в лодку и плывут по Днепру, чтобы показать читателям, насколько доступна киевлянам береговая линия для прогулок, а река – для купания.

ВИВАТ БАРСЕЛОНА!

Над интерактивным проектом «Украденный Днепр» команда «Текстов» работала около трех месяцев. Больше всего времени ушло на подготовку и обсуждение идеи с читателями.

Киев имеет лишь несколько более-менее обустроенных набережных – на Оболони, Русановке, Березняках и с недавних пор на Почтовой площади.

Пример благоустроенной набережной на Оболони, Фото: предоставлено редакцией «Текстов»

Остальные приднепровские территории закрыты для людей. Где-то мешают непроходимые заросли или свалки, а в другом месте – высокие заборы, которыми отгородились от киевлян яхт-клубы и рестораны, а также жители примыкающих к берегу домов и дач.

Вдоль береговой линии Днепра хватает мест, где уже вырос непроходимый лес. Фото: предоставлено редакцией «Текстов»

Впервые о проблеме заговорили урбанисты перед подготовкой Киева к Евро-2012, однако на нее никто не обратил внимание. Проект «Текстов» заставил задуматься как минимум десять тысяч человек о том, что надо что-то делать.

– Обратная связь помогла снять и показать то, до чего бы один человек не додумался, – благодарен читателям Александр Оксимец. – Сначала мы мониторили гугл-карты, затем исследовали береговую линию на велосипеде и пешком. Вскоре поняли, что увидеть полную картину можно только с воды. Экспедицию на моторной лодке помог организовать читатель, который предоставил мотор и сел с нами в лодку.

С миниатюрной HD-видеокамерой, «зеркалкой» и штативом ребята из «Текстов» проплыли более 80% акватории Днепра в Киеве. Полученная база данных дала основание поделить береговую линию на категории.

– Разделение сделали по доступности территорий для людей. В итоге получилось, что только 15% берега можно называть комфортным. Там есть благоустроенные набережные для прогулок, пляжи и даже современные спортплощадки, – рассказывает о результатах Оксимец. – С оставшимися территориями все оказалось плохо, если не сказать, очень плохо.

Их «Тексты» назвали проблемными (55%) и закрытыми (30%). К первым отнесли псевдонабережные, где доступ к воде был затруднен или невозможен из-за кустов, непроходимых зарослей и вездесущего мусора.

Псевдонабережная Днепра попала в категорию проблемных участков. Фото: предоставлено редакцией «Текстов»

В категорию закрытых попали пресловутые заборы, за которыми находятся так называемые «статусные заведения», промышленные зоны и даже с виду небогатые дома.

К берегу можно и вовсе не попасть — кто-то незаконно поставил запрещающие проход знаки. Фото: предоставлено редакцией «Текстов»

Кроме собственно доступности берегов, «Тексты» проделали еще массу микроисследований, которые помогли получить полное представление о ситуации. Например, летним субботним вечером изучили потоки людей на уже благоустроенных набережных и выяснили, что цифры отличаются в разы. Так, по Оболонской мимо аналитика «Текстов» прошло 2190 человек, на Русановке – 521, а в Березняках – 269.

– Условия доступа к этим набережным разные, – поясняет Оксимец. – На Оболонскую набережную можно попасть, не переходя проезжую часть. Доступ к двум другим перекрыт дорогами с интенсивным движением. Очевидно, что здесь гулять людей будет меньше.

На сайте проект представлен в виде карты Киева с акцентом на береговую линию Днепра. Исследованные участки обозначены условным цветом, кликая, можно узнать полную картину об этом месте.

– На презентацию проекта пригласили тогдашнюю и.о. главного архитектора Киева, урбанистов, экологов и коллег-журналистов. Конечно, мы понимали, что власти не бросятся завтра же сносить заборы или повышать комфорт на набережных, – улыбается Александр. – Нашей задачей было, опираясь на конкретные цифры и данные, представить ситуацию такой, какая она есть.

Оксимец немного лукавит. Конечно, ему, как и многим киевлянам, хочется, чтобы вокруг Днепра свободно гуляли родители с детскими колясками, влюбленные парочки, пенсионеры, ездили велосипедисты и подростки на роликах. Не зря же в аналитической статье к карте журналисты вспомнили Барселону. В 70-х годах прошлого века она была бедным и грязным городом. Богатые горожане жили на холмах подальше от моря, потому что с берега воняло. Там находились дешевые кабаки, рыбные базары и промзоны. Нынешнему процветанию город обязан, в том числе и тому, что набережную очистили и отдали пешеходам.

Деньги под ногами

Старт проекту «Киевские парковки» тоже дала цифра — в июле 2017 года, по данным информационной системы «Имущество», больше всего денег собрали 5-го числа – около 53 000 гривен.

– Могло быть больше, если бы работа парковщиков на тот момент хоть кем-то контролировалась, а создание парковочных мест было продиктовано логикой. Увы, в Киеве с этим все сложно, – говорит как есть Александр. − К счастью, за год после выхода нашего материала были приняты изменения в законодательстве, и мы надеемся, что они наконец-то начнут работать.

«Тексты» провели собственное расследование и выяснили, почему парковки в городе убыточны. Журналисты нашли три офиса, окна которых выходили на официальные паркинги, установили там видеокамеры и посчитали, сколько водителей реально воспользовалось услугами парковок за три дня. Потом сравнили эти данные с официальными.

– Провести исследование, опять же, помогли читатели и коллеги из дружественных редакций. Подсказали адреса наиболее востребованных парковок и нашли видеокамеры, – делится подробностями Оксимец.

Полученные результаты убедили, что в этой финансовой нише процветает коррупция. Например, парковка у торгового центра Gulliver на улице Бассейной в самом центре Киева официально принесла бюджету 243 гривны в день, хотя по видеозаписи видно, что машины напарковались на 1398 гривен. Если режим работы парковки изменить, например, с 7 до 23 часов (на тот момент они работали с 9 до 18 часов), то можно было бы собрать 2032 гривны.

Аналогичная ситуация оказалась на двух других парковках, за которыми «наблюдали» видеокамеры «Текстов». Стало очевидно, что парковщики берут с некоторых водителей плату за час-два, а по факту разрешают им стоять весь день, потому и не проводят полученные гривны по кассе.

Параллельно с «Текстами» проблему с парковками исследовала еще одна группа активистов. Они пришли к таким же неутешительным выводам о тотальной коррупции в этой сфере.

Вскоре столичный мэр, видя, что с системой парковок в таком виде сделать ничего нельзя, запретил наличный расчет и упразднил парковщиков как таковых, разрешив оплату только через терминалы.

– На самом деле, наше предложение было несколько иным. Мы за то, чтобы парковки в центре города стали более дорогими. Просто плата должна собираться со всех одинаково, – уточняет важную деталь Александр Оксимец. – И дело не только в упущенной выгоде, которая измеряется миллионами гривен в год. Дешевые или бесплатные парковки порождают другую проблему – машины будут парковаться под каждым деревом. А это приведет к пробкам на дорогах, увеличению вредных выбросов и дискриминации пешеходов.

Проект «Киевские парковки» нашел отклик у рядовых горожан и мэрии. Фото: предоставлено редакцией «Текстов»

Обработка данных

Самое сложное в работе с данными – это их обработка. Часто, чтобы выйти на точный результат, нужно перелопатить кучу «грязной» информации. Если базы заполняются вручную да еще разными людьми, они потребуют более длительной чистки.

– Когда проводили исследование, на каких машинах ездят киевляне, столкнулись с такой проблемой: названия марок автомобилей инспекторы дорожной полиции вносят в базу так, как их душе угодно. К примеру, вариаций написания Hyundai встретили около десятка. Так что иногда чистка данных занимает больше времени, чем их последующая визуализация, – признается Оксимец.

Бывает и так, что массив данных огромен, но истории в нем найти не получается. Так что, советует Александр, нужно сначала поискать в базах что-то стоящее, а затем уже приступать к их чистке и визуализации.

Скриншот с сайта «Текты»

Всем, кто решит заниматься журналистикой данных, «Тексты» желают прежде всего набраться терпения. Быть готовыми даже к тому, что вас пустят в архив, но не разрешат ничего снимать и тем более ксерокопировать, напомнив о существовании таких ресурсов, как шариковая ручка или человеческая память. 

Почему здравоохранение никак не «вылечат» от коррупции?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 10
  • Балл: 5