Разработать единую концепцию гражданского образования

В государственных институтах понятия не имеют о том, что такое гражданское образование, подменяя его идеологией. А представления о национальных ценностях и интересах в государственной идеологии сильно отличаются от представлений в третьем секторе и в оппозиционных кругах. По мнению специалиста Центра социальных инноваций Татьяны Пошеваловой, высказанному на заседании круглого стола "Гражданское образование: продолжение или начало", гражданское образование - это "процесс проектирования гражданами собственной страны, создания чего-то совместного".

Круглый стол был организован Центром социальных инноваций и Агентством гуманитарных технологий по итогам организационно-деятельностной игры, посвященной гражданскому образованию, которая прошла в Геттингене в марте этого года. Во время игры и было положено начало разработке единой концепции гражданского образования. По мнению политолога Владимира Мацкевича, она не может быть реализована какой-то одной частью белорусского общества – государством или оппозицией.

Участники круглого стола констатировали, что проблема Беларуси в том, что в стране не сложилась традиция национального образования и воспитания, целями которого является любовь к Родине, достижение национальной идентичности, принятие общенациональных ценностей и умение действовать в интересах своей нации и государства. А мировая мода и европейские тенденции предлагают нам новую парадигму гражданского образования, парадигму преодоления национальной ограниченности.

-- Однако современное гражданское образование в Европе строится на базе национального гражданского образования. А в Беларуси на чем его строить? Если реализовать принятые в современной Европе формы и методы гражданского образования, то мы рискуем окончательно разрушить еще не сложившуюся белорусскую национальную идентичность. Если строить национальное гражданское образование (как в европейских странах XIX-XX веков), то мы рискуем выпасть из общеевропейского процесса, -- рассуждает Владимир Мацкевич.

Участники организационно-деятельностной игры пришли к формулировке задания на разработку концепции гражданского образования, которая должна снимать указанные проблемы. Это должна быть концепция такого гражданского образования в Беларуси, которое готовит граждан суверенной Беларуси, готовых жить по нормам современного европейского гражданского общества, как находясь в своей стране, так и оказавшись в любой из европейских стран. Это должно быть единое гражданское образование, независимо от идеологии и политических взглядов граждане Беларуси должны быть гражданами единой Беларуси, которую и нужно спроектировать совместными усилиями.

Татьяна Пошевалова считает, что ключевыми моментами процесса проектирования должны стать диалог и дискуссия. Кроме этого, необходимо создание так называемого "экрана" - места, где происходит публичная коммуникация и вырабатываются нормы гражданского общества. В дискуссию должны быть вовлечены все, кого интересуют проблемы гражданского образования, - как государственные органы, так и НГО.

Следующим шагом в развитии концепции должна стать организационно-деятельностная игра по вопросам экранных технологий, которая пройдет в августе этого года.

  • Оцени идею: