Семья, дом или бизнес: что важнее для белорусских женщин?

Как бизнес-леди реагируют на коррупцию и готовы ли они рисковать ради крупной сделки?

Женский бизнес – отстает по размеру и скорости развития по сравнению с компаниями, принадлежащими мужчинам. Но женщины чаще выбирают сферы социальных и медицинских услуг, тем самым помогая государству решать насущные проблемы.

Владельцы трети белорусских компаний – женщины. Но женский бизнес, как правило, меньше: в среднем в них трудится 11 работников, тогда как в мужском − 17. В среднем компании, принадлежащие женщинам, моложе тех, где владелец мужчина: 8,8 лет против 10,2. Об этом свидетельствует исследование «Женщины в бизнесе Беларуси: особенности, мотивация и барьеры».

Стереотип, что бизнес – занятие мужское, мешает предпринимательницам налаживать связи

Необходимость совмещать разные социальные роли и сохранение стереотипов в отношении женщин-предпринимательниц усложняют выстраивание бизнес-процессов.

− В интервью женщины собственницы бизнеса признавались, что при выстраивании социальных контактов, налаживании бизнес-партнерств женщина в бизнесе все еще воспринимается менее серьезно, чем мужчина, − рассказала автор исследования научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Мария Акулова.

Эксперт отмечает, что в мире в последние годы заметно сокращение разрыва между присутствием женщин и мужчин в бизнесе, но остается актуальным вопрос представленности бизнеса и корпоративного лидерства.

В исследовании отмечается, что финансовая составляющая и желание зарабатывать больше оказывает более весомое значение для мужчин (34,6%), чем для женщин (29%). В тоже время возможность совмещать ведение бизнеса и воспитание детей более значимо для женщин (13% против 2.5%).

Опрос показал, что около 40% женщин и только 9% мужчин-предпринимателей выполняют бòльшую часть семейных обязанностей. Только 0,74% владельцев компаний мужчин считают уход за детьми своей обязанностью, 1,28% из них остаются дома с болеющими детьми. Женщин, ухаживающих за детьми в основное время и во время болезней – больше 30%. Мужчины чаще берут на себя обязательства по мелкому ремонту и ведению домашней бухгалтерии.

Из этих данных видно, что среди владельцев бизнеса, как и в обществе в целом, большая часть домашних и семейных обязанностей лежат на плечах женщин. Поэтому женщинам оказывается достаточно сложно соблюдать баланс между активным участием в бизнесе и семьей. Эта же причина сказывается на том, что женщины выбирают менее производительные и прибыльные сектора, чтобы иметь большую гибкость в балансировании между выполнением разных социальных ролей.

Чем владелицы компаний отличаются от руководителей мужчин?

Бизнес-леди, судя по опросам, более образованы, но мужчины компенсируют это более продолжительным опытом работы и управлением. Предприниматели мужчины более активны в бизнесе до 44 лет, в то время как женщины одинаково активны как в период до 40, так и до 54-летнего возраста. Четверть женщин, занимающихся бизнесом, разведены или овдовели. Автор исследования предполагает, что они нередко продолжают развивать собственное дело, начатое вместе с супругом.

В целом женщины сталкиваются с теми же препятствиями, что и мужчины: административные барьеры, изменчивость законодательства, высокий уровень ставок, государственный контроль, административное регулирование цен. Но намного больше владелиц компаний отметили проблемой коррупцию (50% против 12% у мужчин).

Это не значит, что женщины чаще сталкиваются с коррупцией. Но то, что мужчины и женщины в принципе по-разному воспринимают схожую проблему, объясняет Мария Акулова.

− Это вопрос к тому, как человек воспринимает риск. Для мужчины, который склонен к риску, например, требование взятки не станет проблемой. А если ты стараешься избегать риска, то воспринимаешь это как вызов, − отмечает эксперт.

Женщины чаще работают в сфере оптовой и розничной торговли (29%), медицинских и социальных услуг, производстве (10%), гостиничном бизнесе.

В торговле занято 29% женских бизнесов, а в производстве порядка 10%. Что касается компаний, с мужчиной-собственником, то наиболее популярными отраслями, в которых они функционируют, являются торговля (29.6%), производство (23.9%) и строительство (18.9%).

За последние три года рост продаж «женских» компаний в два раза отстает от «мужских». При этом инновации внедряются примерно на одинаковом уровне (33,3% женских и 38,9% мужских).

− Одна из причин – выбор отрасли. Женщины могут выбирать сферы, которые не назовешь высоко маржинальными, часто это отрасли с достаточно трудоемким процессом. Это также обосновано простой сегрегацией: мужчина пойдет в промышленность, а женщина, например, в ритейл, где доля прибыли ниже, − объясняет автор исследования.

Кроме этого женщины реже идут на риск и более взвешенно оценивают все стороны того или иного решения. Поэтому они чаще выбирают небольшой, но гарантированный доход, чем рискуют ради крупной сделки.

Что выигрывает государство, поддерживая женское предпринимательство?

Белорусское общество относится к бизнесу двояко: с одной стороны, по отношению к предпринимателям уже нет былого негатива, но доверие и одобрение еще не заменили старые сомнения.

− То же касается и женщин в бизнесе. У нас сохраняется традиционная модель общества, где многие считают, что мужчина – добытчик, а женщина больше отвечает за быт и воспитание детей. Поэтому когда женщина собирается пойти в бизнес, ей намного больше необходима поддержка не только семьи, но и общества, − считает автор исследования.

Учитывая, что 13% опрошенных владелиц бизнеса отметили, что одним из мотивов ухода в бизнес была возможность совмещать воспитание детей с работой, то стирание стереотипного отношения к социальным ролям, включение в программы поддержки малого и среднего бизнеса пунктов, важных для потенциальных предпринимательниц, будет способствовать росту «женских» компаний и самозанятости среди белорусок.

У «Завтра твоей страны» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 7
  • Балл: 4.9