Почему университеты теряют доходы, а научные лаборатории — кадры

Чем грозит образованию и экономике пробуксовка мобильности студентов.

В 1990-х – 2000-х годах учащиеся во всем мире активно ездили за рубеж в поисках лучших образовательных услуг. И если в 1995 году, по данным ОЭСР и ЮНЕСКО, за пределами своей страны обучались 1,7 млн человек, то в 2012 году международных студентов было в 2,7 раза больше — 4,5 млн.

Однако уже в том же 2012 году мобильность начала буксовать. К 2015 году к этим 4,5 млн человек добавились лишь 100 тысяч. Почему?

В странах, откуда едет больше всего студентов, резко повысилось качество образования, отмечают эксперты ОЭСР в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование». Китай и Индия инвестировали немало средств в свои вузы. «Китайские университеты настойчиво карабкаются вверх в международных рейтингах, с каждым годом улучшая свои позиции», — отмечает автор исследования Дирк ван Дамме, начальник отдела Управления образования и профессионального обучения ОЭСР.

А семьи все чаще вкладывают средства в обучение детей в собственной стране.

В то же время и многие страны–поставщики образовательных услуг охладели к студентам из-за рубежа. Это уже произошло в Великобритании, США и Австралии и начинает происходить в Нидерландах, Швейцарии и Швеции. Такое восприятие миграции в этих странах «только усугубилось на фоне кризиса с наплывом беженцев, из-за чего кардинальным образом изменилось и отношение к иностранным учащимся», подчеркивает исследователь.

Этот политический курс сказывается на академическом рынке труда. Центры международного образования зарабатывают меньше, чем могли бы.

Число новых международных студентов в вузах США снизилось на 7%, отметили в прошлом году исследователи проекта Open Doors Института международного образования. Свыше половины (52%) представителей опрошенных вузов опасаются, что новый социально-политический климат в стране отпугнет учащихся-иностранцев. А это означает явное уменьшение доходов вузов. Приток студентов из Индии снизился на 19%, по данным Национального научного фонда США. В целом уменьшение образовательной миграции привело к тому, что многие научные лаборатории в американских университетах испытывают дефицит персонала.

Похожим образом ситуация развивается и в других странах, традиционно привлекавших международных студентов. Еще недавно Швейцария, Швеция, Нидерланды и Австралия соревновались друг с другом за учащихся из-за рубежа. Сейчас это соперничество почти прекратилось.

Такая политика в отношении иностранных бакалавров, магистров и аспирантов, по мнению экспертов, не слишком дальновидна. И вузы принимающих стран, и — в конечном счете — их экономика развиваются менее динамично.

Китайские диаспоры начали захватывать экономики стран мира

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 6
  • Балл: 4.8