Почему в финских школах перестали ориентироваться на рекорды PISA

В последнее время финские школьники уже не показывают лучший результат в мире по PISA, но никто из-за этого не расстраивается. Почему?

О «феномене финской школы» никто не догадывался до 2000 года. Все изменило первое международное тестирование школьников PISA, которое оценивает умения 15-летних подростков читать, считать и их знания по естественным наукам. Тогда Финляндия показала лучший результат в мире, сильно оторвавшись от остальных.

Последние 2 замера (а они происходят раз в 3 года) финские школьники сдают позиции, но педагоги и власти просто перестали ориентироваться на рекорды PISA.

7 навыков, которым будет учить школа

Если спросить у учителя в любой стране, готовит ли школа детей к жизни, скорее всего, в ответ вы услышите «Нет». Но разве смысл школы в том, чтобы научить наших детей сдавать экзамены и набирать баллы по PISA?

Скоро в финских школах будут преподавать не только и не столько факты по отдельным предметам, сколько навыки, которые пригодятся для решения проблемы из любой области. Вряд ли эти навыки заменят математику и историю — но, как рассказал «Европульсу» создатель каталога образовательных инноваций со всего мира Саку Туоминен, именно эти навыки должны вскоре преподаваться в финских школах:

1. Умение думать и учиться

2. Навыки общения, взаимодействия с коллективом и самовыражения

3. Готовность жить самостоятельно, организовывать свой день

4. Мультиграмотность (то есть умение ориентироваться в информационном потоке)

5. Компетенции профессиональной жизни и предпринимательство

6. Участие в общественных проектах и строительство устойчивого будущего

7. Компьютерная грамотность.

Это не окончательный список, но именно эти компетенции, вероятнее всего, будут базовыми для жизни в обществе в ближайшем будущем.

Почему заставлять детей заучивать факты в век Google вредно для экономики

Куда двигаются финские образовательные инновации

Финские образовательные инновации сейчас двигаются по трем основным направлениям. В стране стараются сделать образование более индивидуальным, чтобы каждый ребенок смог получить полезные именно ему знания и навыки. При этом программу меняют так, чтобы дети усваивали общие подходы к решению проблем, будь это математика или история (это так называемый Phenomenon-based learning подход). В финских школах дети учатся находить пути решения разных задач и использовать для этого универсальные методы. «Написать сочинение» и «Построить прототип вулкана» только с первого взгляда кажутся разными задачами: в обоих случаях надо начать с составления плана действий.

Наконец, в Финляндии стараются сделать так, чтобы учителя больше обменивались опытом, чтобы очень перспективные решения не оставались «местечковыми феноменами».

В прошлом году финны запустили проект hundrED – это онлайн-платформа для учителей, где отбирают каждый год 100 самых лучших практик, которые придумывают учителя из разных стран. Из тысяч заявок из почти 150 стран мира отбирается сотня таких, которые предлагают новое решение той или иной проблемы, уже показали себя на практике и которые можно было бы применять во многих школах (чтобы решения не были завязаны исключительно на конкретного учителя, например). С этими практиками может познакомиться любой пользователь. Учителя могут опробовать их в классе, а родители – посоветовать школам, где учатся их дети.

Как школьное образование в Финляндии стало успешным на мировом уровне

С 1970-х годов, когда в Финляндии прошла масштабная реформа образования, у системы финских школ появились свои характерные черты.

Когда белорусская школа закончит сталинскую десятилетку?

В отличие от других стран, где образовательные учреждения финансирует государство напрямую, в Финляндии государство финансирует города, а уже городские власти формируют бюджет для местных школ. Это позволяет городам самостоятельно решать, сколько нужно финансирования конкретной школе в этом году и на какие нужды.

Но на этом элемент самоуправления не заканчивается. В Финляндии, как и в других странах, есть общегосударственные стандарты и образовательные программы. Но каждый город, каждая школа и даже каждый учитель могут отходить от этих программ и давать материал детям так, как они считают нужным.

Вообще учитель в Финляндии – очень высокооплачиваемая и уважаемая профессия. Если учитель считает, что именно этому классу лучше отойти от программы и подробнее обсудить ту или иную тему, государство ему не препятствует.

«Учителям необходима автономия». Финский эксперт о том, что нужно современной школе

Еще одно важное отличие финской системы образования от других стран. Во всем мире страны гордятся своими лучшими гимназиями и лицеями, и много усилий направляется на то, чтобы создавать такие «Лучшие школы». Здесь подход другой: в Финляндии все школы хорошие. Неважно, где учится ребенок – в Хельсинки или в маленьком поселке за полярным кругом, качество образования должно быть одинаково высоким.

Почему следует перекроить белорусскую школу на эстонский манер

У «Завтра твоей страны» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 4
  • Балл: 5