«Выращивают овощи и узнают, что это бизнес». Как взрослые и дети «небольшого государства» зарабатывают на своем хозяйстве

В этом году здесь рассчитывают собрать 1,5-2 тонны помидоров. Излишки — продать и потратить на самое необходимое.

− Мне пятнадцать лет, и я пойду в девятый класс. Мне нравится пилить, заниматься в столярной мастерской и ухаживать здесь, в теплице, за растениями. Все это в жизни пригодится, − говорит ученик Бегомльской школы-интерната Саша.

Саша после школы хочет стать маляром, Рита и Кристина – животноводами. Ожидания и мечты у ребят приземленные. Все потому, что они знают: после школы им путь только в Ульский профессионально-технический колледж, где они получат профессию овощевода, швеи, животновода, озеленителя или строителя.

В Бегомльской школе-интернате для детей с особенностями психофизического развития 112 детей обитателей. Все они учатся по программе вспомогательной школы. И чего не отнять у этих мальчиков и девочек, так это трудолюбия. Уже много лет школа имеет свое хозяйство. Здесь есть свиньи, куры, кролики, пчелы, большой сад и огород с фруктами и овощами, несколько парников и теплица. Следят за всем взрослые, но учеников активно подключают к уходу за животными и растениями.

− Любая работа им в радость – и в мастерской, и на огороде, и с животными, и снег зимой любят чистить. Надо что-то помочь, они без вопросов и даже с удовольствием отзываются – будь то нарвать и отнести поросятам кукурузы или в теплице грядки прополоть, — говорит заместитель директора по учебной работе Наталья Поляк.

Выращиванием овощей можно заниматься профессионально

С января этого года во дворе появилась еще и теплица, которая практически круглый год может обеспечивать витаминами. До конца года школьники будут есть собственноручно выращенные овощи и зелень. А яблок из школьного сада им хватает аж до февраля следующего года.

Переоборудовать теплицу помог проект ПРООН. Витебский государственный университет адаптировал учебные материалы для школьников, рассказывающие, как выращивать овощи.

Теперь в «небольшом государстве», как называет школу директор, есть еще больше возможностей обучать детей. С одной стороны, их учат тому, что дети обычно перенимают, помогая дома родителям, с другой — приучают добросовестно трудиться.

— Наши дети ведь без специальной подготовки не знают ни как растопить печку, ни даже как чай приготовить. большинство из них из сельской местности, поэтому подобные навыки им пригодятся, − объясняет директор Бегомльской школы-интерната для детей с особенностями психофизического развития Валерий Михайловский.

В школе учатся многому, что пригодится во взрослой жизни, говорят наставники. И не исключено, что те навыки, которые дети получают, работая на школьном хозяйстве, позволят не только прокормить себя, но и зарабатывать тем, что по душе.

− Здесь много детей из села. С учетом того, что выращивание овощей – это бизнес, важно, чтобы они поняли, что этим тоже можно жить, зарабатывать, − говорит региональный координатор по Витебской области проекта «Содействие развитию на местном уровне» Программы развития ООН Андрей Давыденко, знакомя журналистов с теплицей, построенной на деньги ЕС и силы ПРООН, работников школы и местной власти.

Как минимум дети учатся самостоятельно ухаживать за огородом – в сельской местности это большой вклад в экономию денег на продукты. Если же повезет, им хватит упорства, а местному сообществу понимания, то кто-то из них сможет быть частью сельскохозяйственного бизнеса, компаний по садоводству или фермерства. Ведь многие после учебы остаются жить в районе, работают на фермах, в том числе частных, на производстве, на местном заводе.

Трудотерапия и социализация

У теплицы, как и у всего хозяйства, есть еще одна функция – терапевтическая. Закрытое образовательное учреждение, где живет много ребят с абсолютно разными характерами, привычками, интересами и возможностями, даже с самыми лучшими условиями жизни, это не самое простое и комфортное место для детей. Кто-то из них с трудом вливается в коллектив, кто-то может быть немного агрессивным или замкнутым, кто-то, наоборот, активным больше остальных.

− Бывают дети очень трудные. Например, когда Давид приехал к нам два года назад, это был сложный ребенок. Нам первое время тоже было с ним тяжело. А сейчас он уже несколько месяцев находится без специального лечения, работает, придерживается режима, − рассказывает Наталья Поляк.

Физический труд, особенно с растениями и животными, успокаивает, позволяет найти общий язык, потратить скопившуюся энергию, научиться работать в команде, помогать друг другу, добиваться цели и радоваться своим достижениям.

Дополнительные деньги для школы

В этом году в школе планируют вырастить 1,5-2 тонны помидоров и много других овощей. Излишки продадут. Цены невысокие, поэтому у школы есть свой круг покупателей. Что-то продается и на местном рынке.

>

Школа-интернат давно работает в сельскохозяйственном направлении. И ее активно поддерживают местная власть и сельскохозяйственные организации.

− Из местного бюджета на содержание школы в целом в год выделяется больше 1,5 миллионов рублей, в связи с тем, что дети находятся здесь круглые сутки и с ними всегда работают взрослые, штат сотрудников достаточно большой, − поясняет председатель Докшицкого районного Совета депутатов Валентина Рандаревич.

Тем не менее дополнительный заработок не может быть лишним. По словам представителя местной власти, школа тратит заработанные деньги на свое усмотрение − для развития, ремонта, чего-то необходимого для детей.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 10
  • Балл: 5