Долговой кризис – риски и «спусковые крючки»

Высокий уровень долговой нагрузки фирм и государства делает их уязвимыми к негативным изменениям конъюнктуры, а тесная взаимосвязь между различными видами долгов обусловливает актуальность для Беларуси риска широкомасштабного долгового кризиса.

Об этом пишет старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Дмитрий Крук в исследовании «Перспективы и вызовы для белорусской экономики в среднесрочном периоде (2018-2020гг)». Отдельная глава посвящена угрозе актуализации долговых проблем в Беларуси.

Исходной причиной создания больших долгов Беларуси экономист называет экономически необоснованные заимствования государства в период 2007-2014 годов (они были нацелены на поддержание искусственно завышенных уровней внутреннего спроса и обменного курса), а также массовые заимствования госпредприятий в период 2010-2014 годов в рамках кампании модернизации, пишет Thinktanks.by.

Одним из рисков для устойчивости госдолга является отсутствие экстренного доступа к внешнему финансированию, считает автор исследования.

«На сегодня устойчивыми в среднесрочной перспективе (при наиболее оптимистичных допущениях) можно считать лишь не более 2 млрд долларов валютных поступлений бюджета, тогда как потребность в иностранной валюте для обслуживания обязательств по долгу в ближайшие годы будет устойчиво превышать 3 млрд долларов. В случае, если какой-то из планируемых притоков внешних ресурсов окажется недоступным, это может актуализировать череду негативных импульсов в рамках долговой проблемы на макроуровне», — прогнозирует эксперт, подчеркивая, что устойчивость госдолга также чувствительна к обменному курсу национальной валюты и ухудшению макроэкономической динамики — зависит от темпа экономического роста и его устойчивости.

Также негативное скажется на устойчивости госдолга невозможность восстановить платежеспособность предприятий, держателем долга которых является государство.

Дмитрий Крук отмечает, что долг, держателем которого являются местные бюджеты (а это 5.3 млрд рублей, из которых ощутимая часть также номинирована в иностранной валюте), де-факто являются скрытым госдолгом и на них также распространяются вышеперечисленные соответствующие риски.

Автор исследования предполагает, что проблемные долги, держателем которых являются банки (в первую очередь, государственные), также вполне вероятно недооценены и по-прежнему велика уязвимость качества этих долгов к макроэкономической конъюнктуре.

Вероятными «спусковыми крючками» для долгового кризиса, на взгляд Дмитрия Крука, могут стать: ухудшение макроэкономической конъюнктуры, в частности, замедление роста/рецессия и/или существенное обесценение национальной валюты; отсутствие доступа к (экстренному) рефинансированию по госдолгу; приближение пиковых выплат по долгам госпредприятий.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5