«Не усложняй ты мне работу!» Проверили, можно ли купить еду в свой пакет

В Международный день без пластикового пакета журналистка Ecoidea.by прошлась по магазинам со своим. Думаете, получилось воспользоваться?

Бесплатные фасовочные пакеты в магазинах когда-то многим казались великим благом цивилизации, стандартом высокой культуры обслуживания. Теперь пакетам не рады: зашtл в универсам или заказал продуктов через интернет – одним разом в доме пластика прибыло. Все это фасовочное потом пойдет на свалку…

Чтобы не поддерживать эту тенденцию, я долгое время собирала фасовочные пакеты и «кормила» ими контейнер для вторсырья. Но когда стало очевидно, что темпы роста шуршащей массы стали ускоряться, задумалась: а не проще ли прекратить пропускать через себя эти потоки мусора?

Если ты не хочешь брать бесплатный фасовочный пакет, это еще не значит, что тебе его не дадут

Слово «проще», надо сказать, в данном случае оказалось не очень подходящим. Потому что, как показали экспериментальные походы по ближайшим торговым точкам Фрунзенского района столицы, если ты не хочешь брать бесплатный фасовочный пакет, это еще не значит, что тебе его не дадут. И за право упаковать товар в свой пакет приходится, без преувеличения, воевать.

«Не морочьте голову! Это ж бесплатно!»

Эксперимент начался на ближайшем рынке «Заходний», куда я направилась, захватив с собой несколько пакетов. Я была почти уверена, что частники самые гибкие и в большей мере склонны учитывать индивидуальные пожелания покупателей.

Увы, уверенность испарилась у первого же прилавка с черешней. Моя рука, протянувшая пакет, так и застыла на весу, потому что бойкая пышнотелая торговка, не обращая на нее никакого внимания, изящным жестом оторвала новый пакет из свежераспакованной пачки, виртуозно насыпала туда черешню и всучила товар с «утешительной» речью:

– Да бесплатные это пакеты, бесплатные!

– Я знаю, что бесплатные, – говорю. – Неужели вы считаете, что все, что даром, обязательно надо брать?

– А как же! – засмеялась женщина. – Не понравится – выложите и выбросите!

И, давая понять, что разговор закончен, тут же обратилась к следующему покупателю.

Делаю вывод: мне придется еще долго учиться говорить «нет». Пожестче, а главное – вовремя.

«Вы первая, кто просит в свой пакет!»

Учтивый мужчина средних лет, продававший картофель, в ответ на просьбу воспользоваться собственной упаковкой согласно кивнул. Взвесил два кило в полученный из моих рук пакет, и, не успела я обрадоваться такому позитиву, тут же вставил его в еще в один. В свой.

– Зачем вы это сделали? – не могу сдержать противоречивых эмоций.

– Вы хотите сказать, чтобы я высыпал обратно? – недоумевает мужчина. – Я для надежности. Ваш же может порваться.

– Высыпайте! – требую я.

И в этот же момент становлюсь объектом пристального внимания всех стоявших рядом продавцов и покупателей.

– Неужели вам никто с подобными просьбами не обращался? – искренне удивляюсь.

– Вы первая! – поднимает брови мужчина. – Все, наоборот, просят упаковать в два, а то и три пакета, особенно пенсионеры. Некоторые только предварительно переспросят лишний раз: «А они точно бесплатные?»

Вот, оказывается, спрос рождает предложение.

«Это для вашего же удобства!»

Опыт общения с работниками гипермаркетов, которых рядом с моим домом целых три, заставил вспомнить народную мудрость. Один в поле не воин. На объяснения и разговоры там просто нет времени. Обслуживание, в том числе упаковка в фирменные пакеты, идет на полном автомате. Любая заминка, нарушающая предельно отлаженный механизм, – почти ЧП.

– Пожалуйста, не надо лишних пакетов! – делаю протестующий жест у кассы гипермаркета «Виталюр», видя, как кассирша и пачку сливочного масла, и единственное яблоко на транспортере, и два огурца, которые я специально принесла из отделов в первозданном виде, мгновенно «одевает» в полиэтилен.

– Что значит не надо? – поднимает на меня глаза. – Это ж все для вашего удобства!

– Прошу вас, не надо!

Нехотя, но кассирша соглашается. Кто-то стоящий в очереди бросает реплику:

– Девушка, ну какая вам разница! Что вы мешаете работать, задерживаете людей!

И я прихожу к мысли, что дискуссии об упаковке в условиях городского цейтнота мало кто поддерживает.

Следующее посещение этого же магазина, а конкретнее, его мясного отдела, и вовсе расстроило. Продавщица нахмурилась, посмотрев на протянутую мной тару, и на просьбу «Мне сюда, пожалуйста» раздраженно бросила:

– Что это вы мне суете эти свои пакеты! Разве не видно, что пакуем только в свое?

– А в мой что ли нельзя?

– Категорически запрещено! – продавщица даже покраснела от недовольства.

Стало очень интересно, почему такая простая, казалось бы, просьба навлекает чуть ли не гнев праведный работников торговли. С просьбой прокомментировать ситуацию я отправила обращение в официальную группу «ВКонтакте» сети магазинов «Виталюр». Ответ пришел быстро. Представитель сети объяснил, что использование тары покупателя запрещено санитарными нормами и правилами. Правда, уточнил, что отказ покупателям паковать пищевые продукты в их пакеты не является принципиальной позицией и «магазин прорабатывает вопрос об экологичной упаковке».

Представитель гипермаркета сослался на «пункт 180 СаНПиНа», процитировав, что «запрещается отпуск пищевой продукции в грязную тару покупателя и печатную макулатуру». Причем подчеркнул: «Под грязной тарой имеется в виду не визуальная грязь, а наличие вредоносных микроорганизмов».

Правда, когда я лично ознакомилась на правовом сайте с указанным документом (это Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией, утвержденные Постановлением Минздрава 28 августа 2012 года № 132), предложения, уточняющего, что имеется в виду под грязной тарой, там не нашла. И предположила, что это субъективная интерпретация представителей магазина.

«Грязный пакет – понятие спорное»

Выходит, покупатель не имеет права купить товар в собственной таре?

– Как человек и рядовой потребитель я поддерживаю подобные намерения покупателей, – высказала своё мнение председательница Минского общества защиты прав потребителей Ирина Астафьева. – С этими бесплатными полиэтиленовыми пакетами явный перебор – как наша земля выдержит весь этот вредный мусор!

А как юристка по поводу правомерности отказа торгового объекта упаковывать товар в тару покупателя добавила:

– С одной стороны, в документе четко прописан запрет упаковывать пищевые продукты в грязную тару покупателя, но ничего не сказано в целом о запрете упаковывать пищевую продукцию в тару покупателя. То есть документ оставляет право принести свою упаковку.

Специалистка добавила: что имеется в виду под грязной тарой, остается неясным.

– Даже если понимать наличие вредоносных микроорганизмов, как это трактует представитель магазина, то определить, есть они или нет, можно только с помощью микроскопа. Соответственно, нет и оснований утверждать, что пакет у покупателя грязный, как, впрочем, и оснований для отказа упаковать туда продукт, – поясняет Ирина Астафьева.

Понятно, что, если речь идет о продаже готовой кулинарной продукции, например, пирожных или готовых салатов, использование исключительно тары продавца исключает возникновение некоторых конфликтных ситуаций, связанных с риском пищевого отравления. Покупатель может несправедливо обвинить в нарушении здоровья магазин, посчитав, что пирожное было несвежим, а причина может быть как раз в его недостаточно чистой упаковке.

Но ведь совсем другое дело – покупка фруктов и овощей, которые все равно моются перед употреблением, или сырой мясной продукции, которая подвергается обязательной термической обработке. Не имеет никакого значения, в чей фасовочный пакет – продавца или покупателя – ее класть.

Выходит, нечеткая формулировка в документе оставляет за администрацией магазина право решать вопрос упаковки товара? Несогласный с этими правилами экологически настроенный покупатель должен сделать выбор – ходить ли в тот магазин, где он со своей тарой не вписывается в стандарты обслуживания, или предпочесть другой, где внемлют его просьбе.

Эту версию подтвердило мое посещение небольшого магазина «Мартин»: без лишних вопросов там упаковали в мои пакеты и сосиски, и фрукты. А когда я, еще сомневаясь, переспросила продавца, не нарушаю ли я правил магазина. В ответ услышала: «Бога ради! Имеете полное право».

То, что я лично перестала посещать супермаркет с целью покупки фруктов и мяса, – для любого крупного гипермаркета, безусловно, небольшая потеря. А вот если таких «отказников» станет больше, это может серьезно сказаться на прибыли. В результате продавцу ничего не останется, как перейти на более экологичную упаковку. Или же учитывать желание покупателя пользоваться своей тарой.

Комментарий

Наталья Блыщик, руководительница Общественного информационного центра по вопросам химической безопасности и отходов:

– Экологичной можно назвать только такую упаковку, которую можно использовать многократно и которая легко перерабатывается. Беда большинства наших фасовочных пакетиков в том, что они слишком мелкие и тонкие для того, чтобы их собирать на сортировочной линии и отправить переработчику. По этой причине во многих европейских странах установлен порог толщины фасовочных пакетов, ниже которого их использование и продажа запрещены.

Идеального и одновременно универсального материала для фасовочной тары для пищевых продуктов нет. Бумага не всегда годится, особенно для полужидких продуктов. Биоразлагаемые – это миф, они загрязняют землю, распадаясь на микропластик. Надежнее предпочесть плотный полиэтилен, который годится для переработки.

Полностью исключить использование полиэтиленовых фасовочных пакетов в магазинах нереально и даже немного утопично. Выход – минимизировать их. Там, где можно, полностью отказаться от них, отказывайтесь или замените на тряпичные мешочки.

А вы пробовали делать подобные эксперименты? Какие аргументы продавцов слышали? Поделитесь опытом в комментариях под текстом. Так вы поможете сторонникам и сторонницам экодружественного образа жизни быть готовыми к отказу продавца и вовремя находить подходящие контраргументы, не теряться при желании купить что-то в свою упаковку.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 12
  • Балл: 3.5