Как найти подход к чиновнику

Пять преград, которые мешают властям и народу сделать жизнь лучше.

В 2017 году по инициативе блогера и городского активиста Антона Мотолько один из банков готов был высадить центральном проспекте столицы взрослые деревья, более выносливые к используемым зимой реагентам, чем молодые саженцы, которые появляются вдоль дорог каждый год. Активист нашел банк, который готов был потратить около 10 тысяч долларов на такой проект. Идею поддержали в администрации Центрального района.

Но весной 2018 года взрослые деревья на проспекте так и не появились.

− Власти просто не знали, как принять деньги банка, − объяснил причину Антон Мотолько во время дискуссии Либерального клуба «Диалог между обществом и государством: как найти общий язык».

Из-за отсутствия процедур или законодательного пробела власти снова высадили молодые деревца, потратив на это около 15 тысяч долларов бюджетных денег.

Какие еще преграды мешают активистам, гражданскому обществу и государственным структурам сотрудничать ради общественно важных дел?

Фото: Еврорадио

Безразличие общества

Когда местные сообщества активно озвучивают проблемы, которые их волнуют, и начинают решать их в меру своих возможностей, у них больше шансов быть услышанными и понятыми местными властями.

− Перечень проблем, за которые охотно берутся как активные граждане, так и государственные структуры, в разных частях страны похож. Всегда речь идет о трудоустройстве, качестве услуг, доступности в сельской местности транспорта и здравоохранения, досуге для пожилых и детей, а также о небольших вопросах, которые волнуют уязвимые группы, − говорит директор Офиса европейской экспертизы и коммуникаций Светлана Зинкевич.

Легче всего, естественно, удается решить несложные проблемы – например, отсутствие освещения, особенно, если люди готовы что-то сделать сами, а не просто переложить решение проблемы на плечи государственных органов.

− Если люди приносят хоть немного ресурсов, то вопрос чаще всего решается, − отметила Светлана Зинкевич.

Экономист Владимир Ковалкин назвал единственный способ для белорусов воздействовать на власть

Регионы иногда более активны, чем столица, потому что там не хватает денег и без проявления инициативы обществу приходится годами ждать решения важных для него вопросов. Часто местные сообщества справляются с проблемами сами, не привлекая внимание государства.

Отсутствие положительного опыта

Спасение от сноса столичного квартала Осмоловка стало громкой историей, которая показала, насколько результативней может быть борьба за интересы населения, если люди объединяют все силы.

− Мы понимали, что только усилиями 900 жителей или 20 активистов, проблему не решить, − объясняет участник соседского сообщества «Осмоловка», PR-директор коммуникационного агентства Ezerin'Com Андрей Эзерин.

На базе Осмоловки появилась платформа для деятельности около 15 общественных организаций и инициатив.

В итоге жители добились того, чтобы квартал не сносили, и в нем теперь регулярно проходят различные общественно-полезные и развлекательные инициативы.

− Наш опыт используют как студенты в своих дипломах, так и научные работники в кандидатских и докторских диссертациях, − рассказал Андрей Эзерин.

Обращение в Минкульт, фестивали и экскурсии: как горожане отстаивают Осмоловку

На самом деле случаев, когда активисты после серьезного противостояния непопулярным или с их точки зрения неправильным решениям властей выходили победителями, немало. Но неудачный опыт передается из уст в уста чаще, чем успешный.

Бюрократия и несовершенное законодательство

Активисты признаются: случается, попытка взаимодействовать с государством рассматривается как политическая активность. Тогда вести диалог практически не возможно. Иногда власти отказываются даже слушать местных активистов, только чтобы те не озвучивали недоработки или проблемы.

− На этапе выявления потребностей сообществ возникают сложности, потому что власти считают, что проблем быть не должно, − говорит Светлана Зинкевич.

Нередко решение проблем тормозится или инициативы отклоняются только потому, что у органов власти нет четкой инструкции, как действовать в конкретной ситуации, или потому что они боятся проявить инициативу и получить выговор от начальства.

− Сильно не хватает диалога, часто из-за того, что госорганы «зашиваются» в документообороте. В итоге на интересные инициативы и идеи отвечают стандартными отписками, потому что среди ста писем легко пропустить два конструктивных, − замечает Антон Мотолько.

Активист считает, что назрела необходимость изменения формата взаимодействия властей с обществом – их присутствие в социальных сетях дает гражданам больше возможностей получить оперативный ответ. То есть изменить работу так, чтобы госорганы шли навстречу людям, а не люди были вынуждены искать пути к ним.

− Например, один столичный ЖЭС завел чат в вайбере, чтобы люди меньше слали заявок на 115.бел. В итоге они упростили взаимодействие с жителями и стали быстрей решать проблемы, − приводит пример активист.

Разные интересы сторон

В последние годы ситуация изменилась – чувствуется активность с обеих сторон, все больше кейсов успешного взаимодействия гражданского общества и властей. Но есть некоторые моменты, которые по-прежнему мешают сторонам вести полноценный диалог, показало исследование института «Палітычная сфера».

− Практически все респонденты НГО на вопрос, как их воспринимают госорганы, ответили, что чаще всего как экспертов в своей сфере. Но только один представители госструктур ответил, что видит представителей гражданского общества экспертами или людьми с высокими компетенциями, большинство же видит их как жалобщиков и тех, кто мешает работать, − поделился результатами политолог, директор института «Палітычная сфера» Андрей Казакевич.

Научились ли жаловаться белорусы?

Если представители общественных организаций были убеждены, что своей работой как-то влияли на нормативные акты и программы властей, то чиновники роль НГО в разработке каких-либо документов отрицали.

Чиновники имеют представление о том, какие проблемы волнуют гражданское общество и чем оно живет, исходя из публикаций в прессе.

− Представители гражданского общества должны понимать, что интересует конкретного чиновника, − отмечает Андрей Казакевич.

Низкая роль общества в принятии решений

В других странах гражданское участие намного выше. Люди многое могут делать за счет бюджета общественного участия.  

− Если бы 1% наших налогов общественность могла распределять на то, чтобы решать своими силами проблемы, которые ее волнуют, это был бы путь к решению многих локальных проблем, − убеждена Светлана Зинкевич.

Такая формула снизила бы уровень потребительской позиции и ожидания патернализма со стороны государства. Белорусам не хватает свободы и ресурсов, чтобы они могли быть более активными.

Пособие для диванных войск: как жаловаться и добиться своего

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 45
  • Балл: 5