Пособие для диванных войск: как жаловаться и добиться своего

Даже школьник может отправить 1 800 обращений через интернет. Будь как школьник: вышли свой пост в социальных сетях на адрес исполкома.

«Тот же текст, убрав мат, отправьте в исполком»

Кто пишет в социальных сетях, что все плохо? Вопрос напрямую для гостей лектория «Минского велосипедного общества» в субботу, который прошел сразу после парада на велокарнавале «Viva ровар!»

Часть пришедших подняла руки, часть – нет.

«Когда вы жалуетесь в соцсети – не ленитесь тот же текст сообщения, убрав мат, отправьте в исполком. Поверьте, кроме того, что вы выпустите свои эмоции, вы, возможно, решите свою проблему», – советует городской активист Антон Мотолько.

Он – притча для людей, клеймящих тех, «кому больше всех надо». Активно возмущающихся горожан иногда попрекают: «Ты что, решил стать как Мотолько?» Но все даже хуже:

«Я даже не диванный критик, я хуже – диванный активист из диванных войск Беларуси», – говорит он и предлагает набор методов, которые сработают с предполагаемой вероятностью 80%, вычисленной эмпирически на основании собственного опыта лектора.

Фото – rfrm.io

Для диванных войск есть специальные электронные каналы коммуникации с госслужбами и учреждениями: это сайт 115.бел (работает в Минске, Витебске , Кричеве и Солигорске) и электронное обращение (для аналоговых людей – его бумажная версия по обычной почте).

1% людей зайдёт на сайт исполкома, 2% установят приложение

По словам Мотолько, сервис 115.бел создавали для того, чтобы минимизировать коррупцию в системе ЖКХ, получить картину слабых мест городской инфраструктуры и заодно – работы местных ЖКХ и подобных служб.

«Почему это сделано? Я знаю: меньше 1% моих друзей будут заходить на сайты исполкомов и писать электронные обращения, но также знаю пару процентов людей, которые поставили приложение и обращаются через него, – говорит лектор. – Те, кто внедрял 115.бел в Беларуси, сделали для развития гражданского общества больше, чем многие НГО или партии за много лет. Человек, получая результат после отправки своей заявки видит, что он может что-то изменить».

Самый известный пользователь 115.бел – белорусский школьник Андрей отправил около 1 800 обращений, уже хорошо ориентируется в работе закона об обращениях граждан и знает, что такое петиции. В то же время он всего лишь в 10 или 11 классе.

«Они исправили все, с чем люди там жили с 1996 года»

Если для вас важно – обращение через 115.бел не то же самое, что жалоба. Жалоба – это сообщение о возможном правонарушении.

«У нас жаловаться не очень принято, жалоба – это когда ноют слабаки, – говорит Антон Мотолько и напоминает, что на самом деле жалоба – это обращение в надзорный орган вроде КГК или прокуратуры по поводу предполагаемого правонарушения. А обращение – предложение решить проблему.

«Мне понадобилось минут 15, чтобы отправить заявки по всему своему кварталу в течение пары недель. И меньше, чем через год по всему моему кварталу – район Обойной – занизили бордюры. Они исправили все, с чем люди там жили с 1996 года. Поэтому берите и пользуйтесь», – говорит он.

Правда, Антон предупреждает, что результат не всегда бывает сразу: например, заявку с просьбой снизить бордюры в районе перекрестка Немиги и Городского вала он отправил еще в 2016 году. Уже собирался обратиться в прокуратуру или администрацию района, но бордюры все-таки занизили… Две недели назад.

Для чиновника общение с вами – тоже стресс

Боятся ли чиновники Мотолько?

«Они боятся не меня, а общественного резонанса. Если о проблеме напишу только я – они пообещают глянуть. Если еще 100 человек, плюс несколько публикаций – история развивается совсем по-другому. Бывает и так, что после твита или поста в facebook реакции никакой не заметно или ответ отрицательный, но проблема решается будто сама собой».

Пример действия резонанса – петиция с просьбой разобраться с рекламой на асфальте: она вызвала обсуждение в СМИ, а после было совещание в Мингорисполкоме, и уже сейчас проблема решена.

Если вас это обнадежит – не только для граждан общение с чиновниками означает стресс. Для чиновников – тоже. Кстати, Антон рекомендует общаться с администрацией Центрального района – она очень активна в twitter. Видимо, более стрессоустойчива, чем остальные.

Ответ на обращение: «А ваша планировочка законная?»

Прилетит ли вам ответная благодарность за обращение? По мнению Мотолько, нет, но угрозы могут последовать.

«В Минске моя знакомая отправляла обращения в 115.бел по всем проблемам своего двора. где-то через неделю ей позвонили из ЖЭСа и спросили: «А ваша планировочка законная? А давайте мы приедем и посмотрим». И начали ей угрожать, требовать перестать отправлять заявки с проблемами, – говорит лектор. – Она пришла на прием в администрацию района, описала ситуацию и сказала: «Знаете, меня пытаются запугать. У меня есть деньги заплатить штраф, а вот работы все равно придется выполнить». В течение недели после похода в администрацию во дворе привели в порядок асфальт и в целом двор стал образцовым. Проверять планировку, кстати, так никто и не пришел.

В регионах – да, местные царьки пытаются доказать, что они здесь главные, грозят лишить обслуживания в поликлинике и так далее. Но на самом деле, одно дело давить на 10 человек, и другое – на 100».

Инструкция по эксплуатации

Итак, если вы решили, что больше не можете по-старому, но супер-методы диванных войск не сработали, то следуйте алгоритму:

если в ответе 115.бел нарушение – надо обращаться в прокуратуру или КГК;

если вам обещают провести работы по заявке в 4 квартале 2029 года – обратитесь с той же просьбой в администрацию района;

если администрация отвечает, что нет денег и, следовательно, перспектив – используйте petitions.by, то есть коллективное обращение. Если соберёте 30 подписей и более – чиновник обязан выехать на место и ознакомиться с проблемой;

чаще всего это помогает, если же нет – вероятно, решение вашей проблемы требует действительно больших затрат.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 9
  • Балл: 5