Хозяйка агроусадьбы: Иностранец приезжает в Беларусь не ради замков

Где будут искать клиентов владельцы усадеб, которым не нашлось места на выставке, и что без них теряют деревни и экономика страны.

Сельский туризм в Беларуси в последнее десятилетие выстрелил на фоне имеющихся предложений для путешественников и стал визитной карточкой страны в глазах иностранных туристов.

Международная весенняя ярмарку туруслуг «Отдых-2018», которая прошла в Минске, оставила у десятка представителей агроэкотуризма горькое послевкусие. Сначала им не нашлось места в основном выставочном зале, потом даже в отведенном этажом ниже углу выставляться им запретили. Представители усадеб уехали из столицы убежденные, что сельский туризм заслужил большего уважения, чем проявили организаторы выставки.

Руководитель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова называет сложившуюся ситуацию, скорей, единичным случаем, назревшим из-за отсутствия правильных коммуникаций, чем отражением отношения к агроэкотуризму в целом.

— В то же время уже понятно, что агроэкотуризм вырос из формата самопрезентации через стенды на выставке в Беларуси, — говорит эксперт.

15 лет назад ситуация была совсем другой. Тогда отдельный стенд с едой и животными – это был взрыв на фоне довольно скучного традиционного представления турфирм.

— Теперь сельский туризм известен всем, а выставки внутри страны не имеют для усадеб такой отдачи и актуальности, как раньше, — считает глава «Отдыха в деревне».

Сегодня в стране свои услуги предлагают более 2,3 тысяч усадеб. В 2016 году агроэкотуризм привлек больше 300 тысяч человек и 90 миллиардов неденоминированных рублей. Представители иностранных турфирм, эксперты по туризму и простые путешественники называют белорусскую глубинку той самой изюминкой, ради которой стоит приезжать и не раз возвращаться в страну.

Сколько доходов «скрывают» владельцы агроусадеб?

− Британский автор путеводителя по Беларуси Найджел Робертс, как и многие другие иностранные эксперты и туристы, говорит, что самое интересное в Беларуси – это как раз агроэкотуризм. Это и есть то, что не могут предложить другие страны. На белорусскую деревню и надо делать ставку, формируя турпродукт для иностранцев, − подчеркивает Валерия Клицунова.

Работа для жителей деревень и отдых для приезжих

Условия для агротуризма в стране созданы комфортные. Впрочем, поддержка и продвижение оказавшегося удачным туристического направления принесет выгоды не только тем, кто работает в этой сфере, но и государству в целом, считает хозяйка агроусадьбы «На Заречной улице» Алла Поликарпук − одна из тех самых участников выставки «Отдых-2018».

− Иностранец приезжает в Беларусь не ради замков – ими Европу не удивишь. По многолетнему опыту работы с туристам из разных стран: от Японии до Новой Зеландии и Африки – я изучила, что им нужно. Это наша самобытность, традиции, культура и кухня. Все это туристы находят в агроусадьбах, − говорит Алла Поликарпук.

Агроусадьбы не только зарабатывают на туристах, они поднимают культуру в регионах, возобновляют белорусские традиции, которые страна рискует утерять, потому что их носители − это в основном пожилые люди.

− В первую очередь, усадьбы привлекают деньги в регион. В них и с их поддержкой создаются рабочие места: кто-то работает прямо в усадьбе, у других мы покупаем продукцию, третьих приглашаем в кластер, с четвертыми организовываем фестивали и праздники. В итоге в регионе люди начинают зарабатывать, облагораживать свой быт, становятся более активными, − рассказывает Алла Поликарпук.

Агроусадьбы доказывают, что в селе можно жить и работать, что деревня может быть не забытой глушью с покосившимся забором, но уютным и ухоженным местом с чистой природой и нужным комфортом.

Не менее важный плюс в том, что агроэкоусадьбы становятся семейным бизнесом, к которому его создатели подключают своих детей, сокращая тем самым отток молодежи из сельской местности.

Какой туристический бренд будет продвигать Беларусь?

Раз сами белорусы уже знают, что можно поехать в село и отдохнуть со всеми комфортными условиями, то и выбрать среди предложений могут самостоятельно. Сельскому туризму пришло время активней выходить на внешние рынки и делать это предстоит на коммерческой основе.

− Надо иметь какую-то стратегию, единый бренд, понимание, как его продвигать. Взять Литву и Латвию – они создали общие качественно сделанные стенды по агротуризму, с которыми ездят по всему миру. Поддерживают их сами хозяева, проекты и власти страны, − приводит пример Валерия Клицунова.

Белорусские агроэкоусадьбы продвигают себя через всемирно известные сервисы по бронированию жилья. Но так не прорекламируешь услуги по организации досуга. Эффективней иметь несколько путей продвижения. Одно из таких направлений – воркшопы. То есть непосредственные встречи иностранных туроператоров с местными туроператорами, агроэкоусадьбами, гостиницами, которые могут предложить свои культурные программы.

− Там люди договариваются, глядя в глаза друг другу, и разрабатывают программы взаимодействия. Тем более что уже есть много агроусадеб, способных вести переговоры с русскими и западными партнерами и предложить готовые программы размещения и отдыха, − считает эксперт.

Очень эффективным для продвижения агроэкотуризма становится участие именно в зарубежных туристических выставках.

− Несколько раз мы были на самой крупной европейской выставке по агротуризму в Польше. Поляки очень интересовались белорусским сельским туризмом, потому что даже не подозревали, что в соседней стране столько предложений. Еще мы впервые поучаствовали в выставке в итальянском Бергамо, которая делает упор на агротуризм и местную еду. Это тоже открывает большие возможности, чтобы заявить о себе, − говорит глава «Отдыха в деревне».

Эксперт убеждена − агроэкотуризм стал той изюминкой, которая цепляет иностранных туристов. И если государство хочет успешно продвигать туристический бренд Беларуси, стоит сделать упор на сельский туризм, поддерживать его и работать вместе с его представителями. Тогда совместными усилиями удастся познакомить иностранных путешественников с той самой особенностью, которая привлекает уже узнавших ее гостей.

Для этого нужна стратегия продвижения и консолидированная политика. Если власти хотят продвигать Беларусь на мировом туристическом рынке, им предстоит оценить конкурентное преимущество страны. Если у администраций по туризму будет понимание, что сельский туризм и есть тот продукт, который приводит в страну путешественников, лучше работать вместе, обсудить все возможности, разделить расходы и вместе продвигать сельский туризм как лакомый белорусский турпродукт.

«Раскулачивание мы уже проходили. Оставьте людей в покое!»

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 12
  • Балл: 4.7