«Мы ищем альтернативу рыночным отношениям». Зачем Беларуси бесплатные ярмарки

Четыре года назад в Минске появилась новая инициатива – бесплатные ярмарки. Здесь нужные вещи и услуги дарят, и о деньгах никто не вспоминает.

Ecoidea.by и Zautra.by выясняют, в чём смысл и польза таких мерориятий.

В чём суть?

Бесплатная ярмарка (фримаркет) – это инициатива, которая основывается на определённых экономических, социальных и экологических ценностях. Организаторы ярмарок критикуют капиталистическую систему, где основной мотив отношений – получение прибыли без оглядки на окружающую среду, на жизнь и здоровье людей. Бесплатная ярмарка функционирует на принципах экономики дара, то есть товары и услуги передаются безвозмездно, правило «услуга за услугу» не действует. И это — альтернатива, существующим рыночным отношениям.

Часть ребят, которые организуют бесплатные ярмарки и учат этому других. Фото Полины Москалёвой

Социальный аспект в том, чтобы создать общество, в котором есть место совместному пользованию ресурсами, можно найти применение ненужным вещам и расширить доступ к необходимым услугам для каждого и каждой. Организаторы столичных бесплатных ярмарок отмечают, что на таких мероприятиях люди знакомятся и вместе преодолевают навязываемую обществом потребления отчужденность, помогают друг другу.

— Так мы хотим показать, что очень важны взаимопомощь, поддержка и консолидация. Даже в нашей команде участвуют люди разного возраста, национальности, с разными профессиями и увлечениями, — говорят организаторы.

К слову, когда мы поинтересовались именами тех, кто запустил и развивает инициативу в Беларуси, ребята скромно ответили, что это не важно, и ключевое – это идея, которую они несут в массы.

И, наконец, экологический замысел инициативы в том, чтобы сократить потребление или, как минимум, сделать его осознанным.

— Нужно постоянно думать, на самом ли деле нам нужна вещь, которую собираемся купить. Как она попала на прилавок магазина? Кто и в каких условиях её делал? Сколько она прослужит? Что с ней делать потом? – объясняет участница инициативы.

Ребята ратуют также за повторное использование вещей, особенно тех, которые хозяевам уже не нужны. Если вещью нельзя больше пользоваться, её обязательно надо отдать на переработку. Всё это отлично вписывается в концепцию «Ноль отходов», которая предполагает минимизацию потребления и его цикличность.

Организаторы уточняют: «У каждой вещи есть цена и свой путь. И если вдруг вещь перестала вам нравиться или стала маленькой (или наоборот – большой), то это совсем не значит, что её надо отправлять в мусорное ведро. Из этого следует только то, что можно попробовать дать ей вторую жизнь и другой дом».

С чего всё началось?

Движение фримаркетов зародилось в США в 2003 году, затем стало распространяться по всему миру. Россия эстафету бесплатных ярмарок подхватила в 2008 году, а Беларусь к этому пришла в 2014-м. При этом в Минске такой формат мероприятий существовал и ранее, но обычно это были закрытые встречи более-менее знакомых людей.

Четыре года назад группе людей пришла в голову идея сделать общественный фримаркет, который заинтересовал бы не только субкультурную молодёжь, но и разных людей: родителей с детьми, пожилых, людей творческих профессий и технических… Словом, всех, кому интересно.

– Первый фримаркет прошёл 2 марта 2014 года, — вспоминает один из организаторов. — Когда мы над ним работали, то ожидали, что придёт не больше 300 человек. Однако были приятно удивлены интересом минчан к этому мероприятию: в течение дня ярмарку посетило более трёх тысяч человек. Возле здания была огромная очередь и даже давка. Идея людям понравилась.

Здесь можно взять вещи и оставить свои. Фото Павла Качанова

А что сейчас?

За четыре года в Минске прошло около 15 фримаркетов.

– Ярмарки получаются разные: люди обмениваются вещами, услугами, книгами, чем-то полезным для велосипедов, — делится организатор. — Всегда обязательно делаем детский уголок, так как считаем, что дети должны быть на любых мероприятиях, чтобы родители также могли социализироваться, а малыши видели примеры бесплатных отношений. Обычно приглашаем музыкантов, художников, парикмахеров, швей, татуировщиков – всех тех, кто готов оказать услуги бесплатно. У нас же ничего не продаётся. Если на вещь претендует несколько человек, то спор решается игрой «Камень-ножницы-бумага». Кто выиграл, тот и забирает вещь.

В ярмарках участвуют профессионалы, которые готовы помочь с мелким ремонтом или сделать что-то другое безвозмездно. Фото Павла Качанова

Каждый следующий фримаркет не похож на предыдущий: всегда разные активности. Фото Павла Качанова

Как украинец открыл для белорусов сноуборд-барахолки

Иногда расстраивает команду то, что не все участники фримаркетов до конца понимают и искренне разделяют идею: например, некоторые приносят вещи, которые уже вряд ли могут кому-то пригодиться. Иногда участники бездумно гребут всё подряд, а после выбрасывают в урну за углом.

Бесплатные ярмарки никто не спонсирует, организаторы ищут помещения, которые согласны сотрудничать безвозмездно. И это пока является одной из проблем: владельцам зданий ведь невыгодно предоставлять пространство «просто так», ради идеи. Команда инициаторов признаётся, что иногда приходится идти на бартер, например, что-нибудь покрасить или сделать какую-то физическую работу.

– Свои деньги тратим на бензин, кофе-паузы, аппаратуру. Сейчас предлагаем делать добровольное пожертвование. Если человек хочет нас поддержать, то может оставить любую сумму, – рассказывают ребята. – В общем, всё делаем своими силами. Хотя часто помогают волонтёры, волонтёром могут быть все, кто хочет.

По Беларуси работают и другие фримаркеты, организовывают их желающие на местах.

— Мы проводили тренинги о том, как организовывать бесплатные ярмарки, – отмечает собеседники. – И после этого бесплатные ярмарки проходили в Бресте, Гомеле, Барановичах, Новополоцке, Слуцке, Солигорске. Любой при желании может провести фримаркет в школе, университете, на работе или же в своём городе. Мы не претендуем на статус единственных организаторов, берите и делайте, если вам интересно.

Для желающих самостоятельно организовать фримаркет минская инициатива подготовила краткое пособие с советами. Рекомендации основываются на личном опыте.

Краткое пособие по организации фримаркетов. Фото Полины Москалёвой

Чтобы следить за новостями инициативы или стать волонтёром, присоединяйтесь к движению в социальных сетях «ВКонтакте» и «Фейсбук».

Как старые вещи помогают объединить белорусов 

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 9
  • Балл: 4.6