Зациклились на оценках: почему школьники вынуждены зубрить уроки

Почти 8% выпускников считают школу пустой тратой времени. Большинство – что только 1-2 школьных предмета пригодились в жизни. Как это изменить?

Школа оторвана от реальности

39,5% респондентов признались, что школьных знаний для поступления в вуз им оказалось недостаточно, еще 10% сказали, что их совсем недостаточно. Такие результаты показало исследование «Учат в школе»: как, чему и зачем. Восприятие среднего образования Беларуси учителями и недавними выпускниками». Авторы исследования опросили 1 тысячу белорусских недавно окончивших школу молодых людей в возрасте 17-21 года.

Фото: Исследовательский центр ИПМ

32% учеников занимались с репетиторами. Половина из них прибегала к дополнительным занятиям для поступления в среднее или высшее учебное заведение, «потому что в школе уровень подготовки был слабым», отметили респонденты. 40% шли к репетитору, чтобы лучше разобраться в предмете.

− Это существенный процент. При том, что Централизованное тестирование никак не отличается от того, что написано в учебнике, а школьная программа построена так, чтобы каждый, кто имеет на руках учебник, мог поступить, − подчеркивает автор исследования, социолог Исследовательского центра ИПМ Дарья Урбан.

Большинство учеников говорят, что школа им нужна для того, чтобы получать знания или для поступления в университет. Но 7,8% называют школьные годы пустой тратой времени.

Фото: Исследовательский центр ИПМ

Наиболее важными предметами респонденты назвали иностранный и русский языки, математику, медицинскую подготовку и информатику. В общем важность предметов они оценили выше среднего уровня. Но на вопрос о том, какие предметы пригодились выпускникам после школы, 53% назвали русский язык, 16% - белорусский язык, 7,6% - математику, 2-4% участников опросов пригодились иностранный язык, литература и информатика.

− Это индикатор того, что нужно менять программы, адаптировать их под современные условия, ведь сейчас школьные программы выглядят практически так же, как 50 лет назад, − считает Дарья Урбан.

Если дети осознают, для чего им нужно школьное образование, как оно помогает в жизни, тогда они относятся к обучению более ответственно.

«У нас в образовании махновщина»

Сейчас школа работает по принципу вложить в головы учеников как можно больше готовой информации без навыков ее практического применения. Но она не учит детей учиться. «А именно навык быстрого обучения в настоящее время является одним из наиболее востребованных на рынке труда», говорится в исследовании.

Система школьных оценок растит неуверенных в себе людей

Самый популярный средний балл опрошенных учеников равен 7 (30% опрошенных), за ним идут 8 (27%) и 6 (20%).

Больше половины школьников считает, что хорошие оценки важны для их будущего. Чем выше успеваемость, тем чаще встречается такая установка. Около 15% убеждены, что их будущее напрямую зависит от оценок.

Учителя считают проблемой то, что школьники определяют прямую зависимость своего будущего от школьных оценок. Эксперты, которые приняли участие в опрос, убеждены, что школьная оценка в малой степени объективно показывает уровень знаний предмета и систему оценок следует пересмотреть.

− Педагоги убеждены, что надо что-то менять в системе оценки знаний. Перестать искусственно наращивать баллы по требованию отделов образования, подгонять их под возможность поступления, − говорит Дарья Урбан.

Фото: Исследовательский центр ИПМ

Больше 40% опрошенных школьников убеждены, что на хорошие оценки влияет умение быстро запоминать большие объемы информации. Часть из них рассматривает запоминание как основной способ работы над школьными заданиями.

− Это продиктовано Централизованным тестированием, которое предполагает не наличие аналитических способностей, а умение запомнить материал и воспроизвести в том же виде, − комментирует Дарья Урбан.

«Средний балл на тестировании уже давно не озвучивают. В 2008 году он резко упал»

Нынешняя система оценки в школах провоцирует боязнь ошибок, считает автор исследования. Низкие оценки часто влекут за собой санкции или наказания со стороны родителей. В итоге, взрослея, люди научаются работать по хорошо известному алгоритму, который не предполагает риска ошибиться.

− Такой человек не генерирует новые идеи, не проявляет творческой инициативы, потому что боится ошибиться. В итоге экономика и общество несут большие убытки, − объясняет социолог Исследовательского центра ИПМ.

Веру в школу вернут реформы системы

Исследование подтверждает, что школьное образование не соответствует времени и не отвечает запросам, которые ждут выпускников на рынке труда, отметила заместитель председателя «Таварыства беларускай школы» Тамара Мацкевич в комментарии Завтра твоей страны. Получаемые школьниками знания не соответствуют тому, что им пригодится для самореализации, активного гражданства, социальной инклюзии.

То, что молодые люди не видят связи школьных знаний с реальной жизнью, указывают на их неумение думать и анализировать полученную, часто вызубренную, информацию. В результате выпускники часто лишены одного из важных умений – критически мыслить.

В результате нарастающих проблем в школьном образовании в обществе сложилось отрицательное отношение к школе. Единственный выход из этой ситуации – реформы.

− То, что говорят президент или Министерство образования, пока является лишь иллюзией перемен, которая отвлекает внимание, а вместе с этим создает отрицательное отношение к реформированию образования, − считает эксперт.

На реформирование системы образования, как правило, уходит много лет. Но начинать стоило бы, подключая иностранных и белорусских экспертов, причем тех, кто идет в ногу со временем.

− Можно посмотреть, что происходит в Украине. Там привлекли экспертов из стран с самыми успешными системами образования, написали программу реформирования школ. Команда молодых людей создала электронную программу, по которой 34 тысячи учителей проходят дистанционную переподготовку, − рассказывает Тамара Мацкевич.

Педагоги, участвовавшие в исследовании, отметили, что вместо реальных реформ в Беларуси происходит видимость изменений. Изменяются требования к оформлению документов и работ, количество лет обучения, но программы в основном остаются старыми. То есть преобразуется форма, но остается прежним содержание школьного образования.

Пока власти декларируют важность изменений в образовании, попытки что-то изменить идут «снизу», считают эксперты. И нет четкого видения перемен в школьном образовании, республиканские и местные власти могли бы дать учителям больше свободы в работе, чтобы они адаптировали программы под современные условия и давали школьникам больше тех знаний и навыков, которые им пригодятся.

Ввести, а потом отменить. Какие реформы пережила средняя школа в 1990-х и 2000-х?

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 18
  • Балл: 4.9