Реально ли провести евроремонт белорусской бюрократии?

Чему стоит поучиться белорусским чиновникам у европейцев.

Белорусские госструктуры получили возможность улучшать свою работу с помощью европейских экспертов и финансирования Евросоюза.

Например, над «реформированием» Нацбанка белорусские и западные эксперты будут работать вместе два года и потратят на это 1,15 миллионов евро, выделенных Евросоюзом.

К проекту может присоединиться Государственный комитет по имуществу. Его представители уже начали работать с зарубежными экспертами, чтобы оценить такую возможность.

По данным Еврокомиссии, планируется начать проект по усилению институциональных возможностей Белорусского национального кадастрового агентства с бюджетом от 800 тысяч евро до 1 миллиона евро и проект по усилению потенциала Министерства чрезвычайных ситуаций, рассказала Завтра твоей страны директор SYMPA/BIPART Наталья Рябова. Сейчас в рамках конкурса идет поиск партнеров со стороны ЕС, нужных для запуска проектов.

Какие выгоды Беларуси от Twinnig-программы?

Экспертное сотрудничество гораздо полезней для белорусских министерств и госструктур, чем международная техническая помощь, считает Наталья Рябова.

− Белорусские министерства, как правило, используют финансирование для инфраструктурных проектов – прокладывают дорогу, строят больницу. Но руководят всем этим привычным способом. Конечно, проще получить деньги и на них что-то построить, но такие экспертные проекты, как Twinning, более эффективны для ведомств, которые в них участвуют, − говорит эксперт.

Наталья Рябова

Главный плюс Twinning-программы в том, что она предусматривает конкретные действия для улучшения работы госорганов, повышение квалификации кадров, семинары и экспертные советы. Стороны принимают взаимные обязательства прийти к конкретным операционным результатам. В результате белорусское министерство или ведомство с помощью европейской стороны приходит к реальному принятию документов, изменению законодательства.

Проекты, реализованные в других странах, чаще всего касаются технической стороны работы ведомств, ведь изначально программа задумывалась как способ сближения госуправления со стандартами ЕС и взаимодействия по единым стандартам. Кстати, в Армении реализовали больше 20 проектов в рамках Twinning-программы, в Украине – больше 35, в Азербайджане – 45. И в этом плане белорусам есть чему поучиться, особенно учитывая, что проводимая по изменениям работа финансируется Евросоюзом.

− Например, Министерство финансов собирается переводить все госорганизации на международный стандарт финансовой отчетности для публичных организаций. Это та техническая задача, для которой может быть полезной экспертная поддержка со стороны Евросоюза. Там уже придерживаются таких стандартов, и мы вполне можем их перенять, − отмечает директор SYMPA/BIPART.

Что может помешать?

В теории всем белорусским министерствам было бы полезно такое сотрудничество. Это позволило бы двигаться к их успешному реформированию, отмечает Наталья Рябова. Но реализовать проект Twinning возможно, если у принимающей стороны есть достаточно людей и времени, чтобы работать с партнерскими институтами. Если в министерстве мало людей или они все заняты текущей работой, то никакого серьезного проекта не получится.

Важное условие успешной работы – похожая структура и полномочия ведомств. Здесь у белорусской стороны есть серьезная преграда. Если Нацбанк или специфические государственные агентства работают по близким с европейскими коллегами принципам и правилам, то функции большинства отечественных министерств сильно отличаются от западных.

− Европейские министерства занимаются разработкой и внедрением политик, а белорусские — много работают над управлением вверенным им сектором, включая подведомственные предприятия. Особенно сильно отличаются министерства, в ведении которых находится много госпредприятий, − говорит эксперт.

Из-за таких отличий технически воспользоваться опытом и советами европейских коллег многие министерства просто не смогут.

Как отмечают эксперты, изменения в государственном менеджменте происходят очень медленно. Но если отечественные госорганы воспользуются предложенной ЕС экспертной помощью хотя бы для совершенствования технических вопросов и передачи зарубежного опыта работникам, это может подстегнуть реформы в госуправлении, которые сделают его более эффективным и результативным.

Государственная тайна: почему чиновники засекречивают информацию о своей работе

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 10
  • Балл: 4.9