«Россия видится избавителем от бед». Самые массовые потребители российского медиапродукта в Беларуси – пенсионеры

Индекс устойчивости к дезинформации замерил степень отторжения российской пропаганды в ряде постсоветских стран. У Беларуси оказались наихудшие показатели.

Индекс устойчивости к дезинформации был представлен вчера, 14 декабря, в ходе презентации исследования EAST (Eurasian States in Transition) Center «Информационная безопасность Беларуси: Насколько серьезны проблемы и что с этим делать?». Исследование презентовали эксперты центра Андрей Елисеев, Александр Папко и Вероника Лапутько.

По словам Андрея Елисеева, индекс – это способ упростить сложные феномены устойчивости и чувствительности. Это – относительный, а не абсолютный показатель, позволяющий делать сравнения между странами.

Индекс устойчивости к дезинформации состоит из трех подиндексов. Первый замеряет податливость населения к воздействию прокремлевских медиа, второй – системную подготовленность к противодействию дезинформации, третий – уязвимость к цифровым информационным атакам. По каждому из данных параметров группой из 20 внешних экспертов в каждой из стран проставлялись баллы от 1 до 5, где «пятерка» была худшей оценкой. Беларусь получила по первому подиндексу «4,1», по второму – «3,8», по третьему – «3,9». Это худшие оценки по сравнению с другими рассматриваемыми странами – Литвой, Латвией и Эстонией.

Во многом такие позиции Беларуси в индексе объясняются факторами уязвимости Беларуси в медасфере, которые озвучил Александр Папко. Это доминирование русского языка ( то есть отсутствие «лингвистического щита»), религиозный и экономический фактор. Кроме того, Александр Папко привел данные опроса SATIO, проведенного в 2015 году. По информации социологов, от 57% до 65% белорусов хотят получать информацию исключительно на русском языке. При этом российские медиаресурсы всегда входят в топы самых популярных у белорусов.

Например, среди телеканалов после «Беларусь-1» и «Беларусь-2» следуют «гибридные» ОНТ, «РТР-Беларусь» и «НТВ-Беларусь», а за ними – российские провластные телеканалы – ОРТ, РТР и НТВ. Хотя, как предупреждают исследователи, грани между, к примеру, НТВ и «НТВ-Беларусь» у опрашиваемых могли быть стерты.

Лидерами среди новостных интернет-ресурсов в Беларуси являются белорусские news.tut.by, onliner.by, а за ними следуют российские news.mail.ru и news.yandex.by.

Среди социальных сетей у белорусских пользователей лидируют российские VKontakte (32,3%) и Odnoklassniki (30,2%). На третьем месте находится Facebook с долей аудитории в 14,9%.

По словам Александра Папко, самые восприимчивые группы для российских СМИ в Беларуси – это армия и внутренние войска МВД, пенсионеры, активно практикующие православные верующие. А также люди, которые потеряли стабильный доход в результате экономического кризиса. Для последней группы, по мнению эксперта, Россия видится избавителем от бед. Хотя, как подчеркнул исследователь, самые массовые потребители российского медиапродукта в Беларуси – это все же пенсионеры.

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 19
  • Балл: 4.2