Когда медицинский туризм станет прибыльной отраслью?

В стране наблюдается ежегодный рост обращений иностранцев в белорусские медцентры. По мнению экспертов, медицинский туризм в Беларуси имеет большой потенциал и со временем он способен превратиться в прибыльную отрасль экономики.

Откуда и зачем едут?

Сегодня на рынке медицинского туризма в Беларуси работают как частные операторы, так и государственные. Например, в 2015 году на базе БелМАПО заработал проект «Клиники Беларуси», которые объединил в себе крупные государственные клиники.

Выступая на I Белорусском медицинском бизнес-форуме, основатель и директор оператора медицинского туризма MedTravelBelarus Владислав Андросов заметил, что спрос на услуги частных центров все же больше, чем на государственные клиники. Примерно в пропорции 70 на 30. В частных клиниках наиболее востребованы такие услуги, как стоматология, пластическая хирургия, офтальмология.

По словам Владислава Андросова, основными получателями медицинских услуг в Беларуси являются граждане России, Казахстана и Украины, реже – граждане Грузии и Азербайджана. Кроме этого, отдельный и немалый сегмент составляют русскоязычные, живущие за рубежом.

— Я бы отметил большое число обращений к нам (ред. - в «Клиники Беларуси») по вопросам, связанным с врожденными патологиями детей, а что касаемо взрослых, это онкология и трансплантология. Если говорить о последней, на это повлияли те впечатляющие результаты, которых Беларусь достигла в данной сфере, – сказал начальник отдела экспорта медицинских услуг Белорусской медицинской академии последипломного образования Дмитрий Евхута. – Так, к примеру, у нас на 400-500 заявок половина приходится на трансплантологию. Правда, здесь трудно сказать, сколько конкретно из этих людей в конечном результате приезжают к нам, ведь кто-то попадает в лист ожидания, кому-то отказывают еще на раннем этапе.

Чего не хватает?

Специалисты отметили, что в Беларуси уже есть понимание того, что сфера медицинского туризма – это прибыльная отрасль, и на всех уровнях ведется работа по привлечению пациентов из-за рубежа. При этом, конечно, много над чем еще предстоит поработать.

— Когда мы в целом говорим о медицинском туризме, нам важно понимать то, что многие пациенты едут за границу к конкретному врачу. Персоналии же белорусских врачей не развиты. Да, где-то на сайте клиники размещены фото и совсем короткая информация о докторе, и все. Но этого недостаточно, – считает Владислав Андросов. – Здесь был бы полезен пример Израиля, где идет реальный промоушен доктора, информация о курсах, которые он закончил, отзывы пациентов, и все это с видеороликами. Сегодня нужно понимать, что это действительно работает.

— Хотелось бы также отметить, что необходимо дать возможность работать частным учреждениям на рынке высокотехнологичных услуг, к примеру, как это сделано в Прибалтике: в эндопротезировании суставов, при сложных кардиологических вмешательствах. У нас же эти сферы законодательно закреплены за государством, – заявил Владислав Андросов «Ежедневнику».

Руководитель MedTravelBelarus подчеркнул, что речь не идет о том, чтобы забрать у государственных клиник «кусок хлеба», здесь важно создать реальную конкуренцию на рынке.

Конкуренция всегда полезна, она заставит всех игроков рынка, частные центры и государственные клиники, в первую очередь повышать сервис и уровень своих услуг, полагает Владислав Андросов.

Кроме этого, он отметил необходимость решения визовых вопросов. Поскольку для жителей стран из ближнего зарубежья (Польши, Литвы) логистика через аэропорт не совсем удобна.

Нужны стандарты

В свою очередь Дмитрий Евхута затронул тему конкурентоспособности. Он сказал о том, что нам надо мониторить цены конкурентов (России, Украины) и создавать свои конкурентоспособные цены, особенно на тех направлениях, где Беларусь обладает хорошим потенциалом.

Также одним из главных элементов обеспечения качества услуги, а значит, и увеличения экспорта медуслуг, является, на взгляд специалиста, стандартизация оказания медицинской помощи.

— Это вообще неотъемлемый процесс, он позволяет создать единый подход к услуге, которая должна быть оказана пациенту. А то приезжает пациент из Казахстана, а мы даже не можем назвать ему четкую цену на услугу, а также дать исчерпывающую информацию о том, что вообще она включает, – отметил Дмитрий Евхута.

По его мнению, необходимо также ввести стандарт на дополнительные услуги: единые требования по отношению к приему, срокам приема, организации сопровождения, стандарты того, какая должна быть палата, что в ней должно находиться.

— Понятно, что ситуация с данным вопросом во всех клиниках разная. Те учреждения, в которых экспорт медуслуг постоянный, развиваются во всех направлениях быстрее, чем другие клиники. Они нарабатывают стандарты, они уже знают, чего хочет иностранный клиент. Те же клиники, в которых экспорт составляет небольшой объем, где иностранцы лечатся от случая к случаю, не всегда успевают быстро адаптироваться к условиям рынка, — отметил Дмитрий Евхута. Он также подчеркнул приоритетность сохранения кадров в медицинской отрасли «им необходимо создавать условия для работы».

  • Оцени статью:
  • Проголосовало: 1
  • Балл: 5